За пять месяцев текущего года в Казахстан было импортировано вина на сумму $10,37 млн. В число крупных поставщиков входят три страны - Грузия, Италия, Франция. Из последней страны было завезено продукции на $1,1 млн. С какими трудностями сталкиваются импортеры вина и какие возможности существуют на рынке, в интервью LS рассказала советник по стратегическому развитию компании NOVA VINA, директор компании BRANDWORKS Эльмира Сейдазимова.
- Ваша компания недавно зашла на рынок, насколько сложно было начинать на достаточно агрессивном рынке Алматы?
- Один из главных вызовов – это логистические процедуры, которые крайне сложны. При этом юридическая и конкурентная среда довольна агрессивна к импортерам и новым игрокам. Кроме того, логистика усложняется требованиями законодательства снабжать бутылки акцизными марками и контрэтикетками непосредственно в стране происхождения продукции. Однако, поскольку мы обладаем экспертизой в этих вопросах и в других странах Центральной Азии, этот момент не доставляет никаких проблем. NOVA VINA проходит все необходимые процедуры по логистике, таможенной очистке и доставке вин в Казахстан согласно требованиям действующего законодательства РК.
Более того, мы располагаем обширной базой прямых контактов производителей во Франции через наших партнеров France Overseas. Это позволяет сделать выборку по эксклюзивным позициям, сгруппировать и подготовить к отправке в Казахстан по отлаженной рабочей схеме. Могу добавить, что в Казахстане много бюрократической работы, которая длится долго и проходит сложно, и может тянуться месяцы и даже годы. Процедуры таможенной очистки и налогового учета для подакцизных товаров с каждым годом только усложняются, что значительно сужает возможности вхождения новых игроков на рынок. Такие макроэкономические факторы, как изменение законодательства и колебания валюты, также, несомненно, влияют на работу импортеров. При этом культурные особенности, такие как язык, бизнес-привычки, восприятие времени могут как помочь, так и препятствовать работе. Большую роль может сыграть и создание экономического союза с Россией и Беларусью. Пока нам сложно оценить, в какую сторону качнется маятник, поэтому ждем развития ситуации и готовимся.
- Каким образом планируете конкурировать?
- Мы планируем конкурировать за счет повышения качества поставляемой продукции. Сейчас мы представляем продукцию независимых виноделов Франции в Казахстане, создан центр продаж, ведется работа по франчайзингу. Все это направлено на рост и укрепление конкурентных позиций на рынке. Что мы сейчас видим? Ввоз алкогольной продукции на рынок Казахстана, как и в соседних странах, осуществляется силами групп импортеров. Они работают с крупными промышленными компаниями, которые обеспечивают рынок Центральной Азии французскими винами в основном в базовой категории "столовые", однако есть и перекосы в сторону элитных вин типа Grand Cru, средний сегмент с оптимальным сочетанием "цена - качество" практически отсутствует.
К сожалению, иногда поставщики предлагают продукцию низкого качества - ассамбляж вин, произведенных в больших количествах. Как результат мы наблюдаем, что потребители отказываются от французских вин в пользу напитков Нового Света – Чили, Австралия, США, Южная Африка. Данная ситуация связана с тем, что на таких молодых рынках, как Казахстан, только крупные компании имеют бюджеты и возможности для агрессивного и быстрого входа на рынок. Они часто начинают работу на рынке с продажи базовых вин, которые продают со значительной маржинальной надбавкой, во многом это стало возможным по причине того, что зачастую на рынке просто нет альтернативы и новых сильных конкурентов в сегменте качества.
Также по нашему опыту на рынке Казахстана могу сказать, что у многих ресторанов связаны руки заключенными эксклюзивными контрактами на предоставление продукции крупных импортеров. Поэтому мы идем навстречу нашим партнерам в индустрии гостеприимства, предоставляя более гибкие условия и персональный сервис с тем, чтобы вместе развивать культуру потребления, а значит и наши смежные рынки.
- Можете озвучить статистику по объему экспорта Франции на мировые рынки и в Казахстан?
- Каждый год Франция генерирует от 7 до 10 млрд евро благодаря экспорту вина и спиртных напитков. В 2013 году этот показатель составил 7,6 млрд евро, или 1,9 млрд бутылок вина. 24% экспортируется в Северную Америку, 47% - в Европу и 28% - в Азию. Во Франции 755 тыс. га виноградников, это больше чем 1 млн футбольных полей. Производство вина достигает 15% доли во французской агрокультуре. 57% производства вин приходится на вина высшей категории AOC (контролируемое наименование по происхождению – прим. LS), 34% - на IGP (защищенное указание географического происхождения – прим. LS) и столовые вина.
Насколько развита данная отрасль, можно судить по виноградникам в региональной разбивке, например, рассмотрим долину Луары (см. инфографику), которая является третьим регионом по объему производства напитков высшей категории. На экспорт только из долины приходится примерно 210 млн евро. Больше всего продукции экспортируется в США, Великобританию, Бельгию, Германию, Нидерланды, Канаду, Японию, Швецию, Швейцарию и Ирландию.
Теперь некоторые виды продукции завозятся и в Казахстан с прошлого года. Импорт вина в Казахстан в январе-мае 2015 года составил $1,1 млн. Стоит выделить две большие команды, играющие на мировом рынке: Старый Свет (в основном Франция, Италия и Испания), который исторически был основным производителем и относительно молодые производители нового света (Южная Африка, Австралия, Чили). Вина Нового Света не несут большой угрозы для нас. Настоящая конкуренция идет среди стран Старого Света, и даже среди производителей внутри Франции, в качественном и ценовом сегменте.
Справка: NOVA VINA – импортер эксклюзивных вин из коллекций лучших частных виноделен Франции. Компания основана в 2013 году и активно макетирует на рынке с 2014 года. Акционерами являются как казахстанские бизнесмены, так и представители Франции.