Крупные торговые сети в Казахстане конкурируют не друг с другом, а с базарами и магазинами у дома. Такое мнение выразил зампредседателя Союза торговых сетей Казахстана Эльбеги Абдиев, сообщает LS.
По данным спикера, доля рынка цивилизованной розницы в Казахстане составляет 25-30%. А в Европе, в том числе в Турции, эта цифра достигает 95-97%.
"Сегодня госорганы относятся к сетям как уже состоявшемуся сильному структурному бизнесу. Но на самом деле мы находимся в самом начале своего пути. И плюс сегодня мы, торговые сети, конкурируем не друг с другом, а с традиционной розницей – это базары, магазины у дома, которые налоги не платят. Если у них требования даже есть, они их не соблюдают", – отметил Абдиев во время выступления на 15-м конвенте "Мир торговли" в Алматы.
По его словам, крупным сетям приходится работать с большим количеством требований
"Ценники, СЭС (санитарно-эпидемиологический контроль, – прим. LS), к нам регулярно приходят с проверками. Вы где видели на базаре или в магазинах, чтобы их штрафовали за отсутствие ценников и ККМ (контрольно-кассовых машин, – прим. LS)?" – добавил Абдиев.
Также Абдиев считает, что госрегулирование негативно влияет на ассортимент товаров.
"В первую очередь страдает поставщик, который не может попасть на полку, потому что есть предельные цены, которые на 100-200 тенге ниже цены поставки. Также страдает потребитель, у которого выбора гораздо меньше", – пояснил Абдиев.
Он привел пример, когда госрегулирование вызвало обеднение ассортимента.
"В ноябре прошлого года в Карагандинской области ввели предельные цены на растительное масло. Это привело к тому, что порядка 30% ассортимента было снято с полок, причем премиального дорогого масла. Были сети и магазины, которые на свой страх и риск продавали выше предельных цен, несмотря на то, что присутствует административная ответственность за такие продажи", – добавил спикер.
Аналогичная мера планировалась в Алматы, продолжил Абдиев.
"Мы провели анализ и пришли к выводу, что порядка 30-40% СЗПТ банально уйдут с полок. Акимат Алматы к нам прислушался и решил не вводить предельные цены", – подчеркнул эксперт.
Также замглавы союза рассказал о рисках при получении торговыми сетями льготного займа в обмен на низкие цены. При этом заключается контракт с социально-предпринимательскими корпорациями при акиматах, которые устанавливают для торговых сетей не совсем высокие цены.
"С учетом того, как цены растут на продовольствие и тех ограничений, которые есть в контрактах с СПК, это очень большие риски. Потому что бывают случаи, когда, условно, у тебя в договоре прописано, что ты должен продавать сахар по 330 тенге. А тебе поставщики меньше чем за 400-430 не продают. И во многих регионах многие торговые сети просто отказываются работать с СПК", – посетовал Абдиев.
Ранее глава сети SMALL Демид Самошкин сообщал о приходе ассортиментного голода в Казахстан. А исследовательская компания Nielsen Kazakhstan рассказывала о переходе покупателей на более дешевые сегменты товаров.
В свою очередь коммерческий директор Magnum Cash&Carry Александр Муравьев так комментирует эти тенденции.
"Было незначительное перемещение из премиального ценового сегмента в средний и со среднего в эконом – в пределах 1%. То есть мы наблюдаем снижение покупательной способности – стали покупать меньше единиц товара. Но существенного перемещения внутри сегментов нет", – отметил Муравьев
Также эксперт не видит дефицита по категориям товаров. Бывают недопоставки конкретных позиций, но покупательные потребности в магазинах сети закрыты, заключил он.