В Казахстане участились случаи мошенничества в социальных сетях и на сайтах по продаже личных вещей, техники и так далее. LS узнал, как не стать жертвой фишинга.
В ответе на официальный запрос LS в АФР отметили, что регулируют деятельность таких финансовых организаций, как банки, кредитные бюро, страховые и микрофинансовые организации, а также рынок ценных бумаг. Для них агентство выставляет требования по обеспечению кибербезопасности, а также по реагированию на инциденты информационной безопасности, связанные с их интернет-ресурсами.
Однако фишинг и иные виды мошенничества, которые происходят в соцсетях, мобильных мессенджерах, сайтах по продаже или покупке техники, личных вещей, косметики и так далее (OLX, Market, Технодом, Ebay и т.п.), не входят в компетенцию АФР.
"Фишинг – это вид мошенничества, когда злоумышленники "выуживают" конфиденциальные данные пользователей – это адреса, данные по банковским счетам, копии личных документов, сведения о родственниках и коллегах. С использованием этих данных мошенники могут получить доступ к вашим банковским счетам, к вашей собственности или оформить на вас кредит. Для этого они используют сайты, имитирующие известные торговые площадки, магазины и банковские сервисы; e-mail-рассылки; рекламу; социальные сети; мобильные мессенджеры и даже телефонные звонки", – пояснили в АФР.
Для того, чтобы защитить свои средства и собственность от интернет-мошенников, в агентстве перечислили правила кибергигиены:
- Использовать функции безопасности компьютера и мобильных устройств (антивирусная защита, сложные составные пароли с периодической их сменой);
- Избегать публикаций личных и банковских данных в Интернете (форумы, социальные сети и т.д.);
- Не доверять звонкам от незнакомцев, которые представляются сотрудниками финансовых организаций, не раскрывать им свои персональные данные, особенно PIN-код, CVV-код (трехзначный номер на тыльной стороне карты);
- Не открывать электронные письма, полученные с неизвестных и подозрительных адресов, не переходить по ссылкам, присланным из сомнительного источника по электронной почте, в социальных сетях или посредством SMS;
- Если часто совершаются онлайн-покупки, то лучше завести отдельную карту для интернет-покупок (виртуальную карту);
- Перед совершением онлайн-покупки нужно убедиться, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину, а его адрес начинается с httpS://, а не с http://;
- Подключить сервис SMS-уведомлений к платежным картам;
- Никогда не отключать функцию 3D-Secure на платежной карте;
- Не хранить PIN-коды вместе с карточками и не разглашать их никому. Не передавать свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
- Не пользоваться открытыми точками доступа wi-fi для входа в банковские аккаунты;
- В случае утери карты сразу же блокировать ее и приостанавливать все операции, позвонив на горячую линию банка. Также желательно посещение отделения банка в кратчайшие сроки с целью блокировки счетов.
Напомним, в пресс-службе департамента полиции Нур-Султана сообщили, что интернет-мошенники придумали новую схему обмана казахстанцев и уже нанесли ущерб более чем на 2,5 млн тенге.
Кроме того, по данным управляющего директора "Лаборатории Касперского" в ЦА, странах СНГ и Балтии Евгения Питолина, каждый восьмой житель Казахстана становился жертвой мошенника и терял деньги.
Ранее LS писал о том, что три финансовые пирамиды обманули казахстанцев на 22 млрд тенге.