Интернет-мошенники грабят казахстанцев с помощью кредитов

В 75% случаев мошенники звонят по телефону

6 октября 2020 года

Каждый восьмой житель Казахстана становился жертвой мошенника и терял деньги. Об этом сообщил управляющий директор "Лаборатории Касперского" в ЦА, странах СНГ и Балтии Евгений Питолин, передает LS.

Средний размер ущерба составил 12 тыс. тенге.

В ходе конференции "Мошенничество в эпоху пандемии" он озвучил результаты исследования лаборатории, согласно которым в I половине 2020 года каждый третий житель республики сталкивался с мошенниками, действовавшими от лица финансовых организаций.

При этом в 75% случаев злоумышленники звонили по телефону, почти всегда на личный номер. В основном злоумышленники связывались в период с понедельника по четверг, в 11:00-18:00.

В 58% случаев мошенники представлялись сотрудниками финансовой организации. В остальных случаях – сотрудниками государственной или общественной организации, продавцами на сайте объявлений, сотрудниками онлайн-магазинов.

В 47% случаев они обращались по имени. В 31% указывали фамилию, имя и отчество. В 14% даже называли данные карты или банк, в котором открыт счет.

Питолин отметил, что при этом в I полугодии были зафиксированы случаи атак на банки Казахстана. Однако утечки данных не было зафиксировано. Он обратил внимание на то, что чаще всего в таких случаях казахстанцы беспечно относятся к банковским данным: присылают фотографию карты (бывает, с двух сторон), вместо того чтобы выслать номер карты и стереть, сохраняют банковские данные в интернет-магазине и так далее.

Продолжая говорить о схемах мошенников, Питолин отметил, что в 64% случаях мошенники предлагают кредит, что в СНГ характерно только для Казахстана. В других странах на первом месте – подтверждение данных, а не займы. В 59% злоумышленники просят подтвердить данные (пароль, номер, банковской карты, пин-код, CVV-код), в 44% сообщают о блокировке карты.

Также в 52% случаев мошенники просят предварительно оплатить небольшую комиссию, чтобы получить выигрыш/выплату/деньги. По мнению Питолина, это говорит о большой вере казахстанцев в "волшебство" и их доверчивости. В 28% случаев просят перевести деньги с карты на карту.

"В результате каждый восьмой житель Казахстана лишался денег в результате звонка мошенника. В среднем потери составляли 12 тыс. тенге", – пояснил Питолин.

Он добавил, что казахстанцы для защиты от злоумышленников в 44% не отвечают на незнакомые номера. В 35% не делают ничего, что просит мошенник, в 21% используют встроенные средства телефона (черный список, блокиратор звонков), в 15% используют спецпрограммы (определители номеров).

Он также назвал правила безопасности, которым может следовать человек. Во-первых, нужно с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков. Во-вторых, не называть CVV и одноразовый код из СМС. Также нужно требовать от сотового оператора безопасный интернет. Помимо этого, нужно завершить разговор: так, служба поддержки не будет возражать против завершения разговора в отличие от мошенника. Кроме того, нельзя переходить по сомнительным ссылкам и нужно использовать антифишинг и антиспам, повышать цифровую грамотность.

В то же время исполнительный директор Евразийского банка Светлана Королева сравнила топ-10 субъектов мошенничества в мире и Казахстане.

В мире это продажа программного обеспечения для компьютеров, продажа электроники, универсальные магазины, туроператоры и турагентства, банкоматы, отели и другие места проживания, рестораны и столовые, бакалейно-гастрономические супермаркеты, прямые продажи/поставки, станции обслуживания автомобилей.

В Казахстане – оплата услуг связи, включая предоплату и рекурентные платежи (65%), авиаперевозчики (18%, отели и другие места проживания (11%)), авиаперевозчики/продажа авиабилетов (3%), финансовые услуги, квазикеш, казино и игровые автоматы, рестораны и столовые, туроператоры и турагентства, пополнение электронных кошельков, бакалейно-гастрономические супермаркеты.

Коваленко также озвучила правила безопасного пользования платежными картами, среди которых нужно обязательно проверить ссылку онлайн-банка. В правильной ссылке всегда будет "httpS:", что говорит о сертфикате безопасности. Также в неправильной ссылке будут ошибки в буквах или другое название.

Напомним, ранее LS публиковал информацию о том, что казахстанские компании тратят миллионы тенге на последствия от взломов хакеров.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.