В Казахстане ожидается повышение ставок по микрокредитам. Что еще может измениться в стране, обсудили профучастники Центральноазиатского саммита МФО, передает LS.
Председатель правления KMF Шалкар Жусупов в ходе своего выступления оценил воздействие на рынок микрофинансовых организаций повышения базовой ставки Нацбанком.
“Конечно, всех нас это ошеломило. Мы у себя в команде приняли решение, что буквально с ноября будем увеличивать процентные ставки для клиентов, хотя нам бы этого не хотелось. Но если Нацбанк заложил основу для остужения кредитного пыла, то я думаю, что многие наши коллеги пойдут по этому пути. С другой стороны, тот бизнес, который мы кредитуем, – это не малый бизнес, а микробизнес. Он очень адаптивный. Мы на протяжении многих кризисов всегда наблюдаем за этим. Последние события в январе, 24 февраля и в течение марта очень сильно подействовали на наших клиентов. Но буквально с апреля клиенты уже очень быстро адаптировались, я имею в виду тот слой, который мы называем микробизнесом”, – пояснил он.
В ходе саммита Жусупов обратил внимание на роль МФО в поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане. Он констатировал, что субсидирование МСБ является неэффективным.
“Я всегда был против мер господдержки и считаю, что не нужно государству лезть туда, где в принципе есть какая-то конкуренция и рыночные основы. Пусть государство занимается теми вещами, которыми оно должно заниматься. Например, инфраструктурой. Если бы была развита инфраструктура, в плане там аэропортов, вокзалов, дорог хороших, интернета и т.д., малый бизнес быстро бы подтянулся. Построим хорошие дороги, там вокруг всегда будет крутиться малый бизнес. Поэтому пусть государство занимается своими прямыми задачами. При прямой поддержке через субсидирование ставок малому бизнесу задача решается, но кратковременно. В долгосрочном плане государство проигрывает“, – подчеркнул глава KMF.
В свою очередь советник Агентства по регулированию и развитию финрынка Максат Нуриденулы акцентировал внимание на том, что на рынке сложился определенный дисбаланс. В частности, МФО недокредитовывает, поскольку сталкивается с вопросами фондирования.
"Мы это видим, потому что спрос намного выше. Если мы рассмотрим портфели всех МФО, то есть ощущение, что растет потребительское кредитование. На самом деле, когда мы взяли статистику, очень большая часть портфелей классических МФО составляют самозанятые, которые платят ЕСП. А есть еще огромная часть клиентов, которые не платят ЕСП, но занимаются предпринимательской деятельностью. Соответственно, АРРФР совместно с МФО хочет понять и выявить все эти недоработки. Надеюсь, новый Налоговый кодекс отчасти будет стимулировать", – отметил он.
При этом эксперт подчеркнул, что компаниям предстоит большая работа с точки зрения прозрачности и правильной конкуренции.
"На мой взгляд, сейчас МФО действует больше классически и уровень цифровизации, куда стремится Казахстан и куда идет банковский сектор, он серьезно опережает МФО. Поэтому призываю все МФО подумать над своей бизнес-моделью, потому что завтра будет борьба между бизнес-моделью, клиентским сервисом и цифровизацией“, – добавил Нуриденулы. И напомнил, что на рынке зарегистрировано 232 микрофинансовые организации, однако больше половины бездействует.
Отдельно участники конференции остановились на вопросе пропорционального регулирования в небанковском секторе. Свои пожелания по этому вопросу высказала глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.
“Регулирование – это все-таки стандарты для рынка. И как мы сейчас говорили про налоговую политику, она должна быть предсказуемой, понятной и желательно на достаточно долгое время, чтобы ее не меняли, как наш бюджет, три раза в год, что уже стало нормой. Точно так же и регулирование, оно должно быть понятным и предсказуемым для всего рынка, а надзор – индивидуальным. Если выявляются проблемы в отдельных организациях, как то, что не могут собрать и предоставить информацию, или несвоевременно предоставляют информацию в кредитное бюро, тем самым они поощряют недобросовестное поведение заемщика, который уклоняется от уплаты долга. За это надо просто наказывать. Для этого у регулятора есть вполне достаточно мер воздействия, чтобы не допускать присутствия недобросовестной практики на рынке. Тогда это даст конкретный результат. Мы будем отделять тех, кто работает плохо, от тех, кто выполняет свою деятельность добросовестно“, – объяснила Бахмутова.
Однако представитель АРРФР считает, что для пропорционального регулирования важны правильность получения данных и прозрачность. Он поделился опытом, когда агентство выявило недостатки с получением необходимых данных.
“Недавно АРРФР сделало небольшое упражнение с рынком. Мы запросили данные, более детализированные с точки зрения выдачи и всего остального. И тогда практически все МФО столкнулись с проблемой получения, обработки и предоставления этих данных. Это означает, что в бизнес-процессах МФО есть уязвимости, потому что, если МФО сразу не может предоставить данные, значит компания не управляет этим процессом. Соответственно, у нас первым этапом идет получение всех этих данных, на базе которых мы будем делать большой анализ. И уходить, чтобы написать новые соответствующие законы, исходя из бизнес-модели той или иной МФО. Мы будем очищать сектор и переходить на пропорциональное регулирование“, – заявил он.
Отметим, что в настоящее время АРРФР предлагает ограничить ставку по микрокредитам до 0,44% в день, или не более 20% от суммы займа. Таким образом, хотят снизить долговую нагрузку заемщиков по микрокредитам и улучшить кредитный портфель фининститутов.