- Экспортер как минимум должен получить 12 тенге уплаченного НДС первым поставщиком, так как основной поставщик уплатил НДС. 2. Экспортер не может нести ответственность и влиять на своего контрагента (если только не было сговора), а взыскание и борьба с лжепредпринимательством – это не задача экспортера.
- Имеющие накопленные величины НДС. Их либо нужно будет возвращать всем тем, кто имеет положительное сальдо по НДС, а таких очень большое количество, так как возврат НДС происходит очень тяжело. Либо их придется списать всем компаниям в убыток, что приведет к снижению налогооблагаемой базы по КПН и к сокращению поступлений в бюджет.
- Разделение розничных продаж и продаж бизнесу. Продажи бизнесу не должны облагаться налогом с продаж. Тогда нужно внедрять контроль над индивидуальными предпринимателями. Количество ИП увеличится в разы, так как это позволит потреблять ТРУ без налога с продаж. Это вызовет существенное сокращение поступлений в бюджет.
- Теневая экономика. Проконтролировать списание и реализацию МСБ очень тяжело, и внедрение налога с продаж потребует очень большого контроля, так как конечный продавец, продавая на рынках без документов, будет обходить налог с продаж. Соответственно, мы опять сократим поступления в бюджет. При НДС посредник платит НДС поставщику, и если он даже не продает без НДС, у него на основную величину уже уплачен НДС и он уходит от НДС только с прибыли, тогда как при налоге с продаж он будет уходить полностью от налогов.
- При импорте возникает две проблемы. Первая заключается в том, что продавец заплатит (эквивалент импортного НДС) при продаже конечному потребителю. А это временной лаг, и опять-таки в краткосрочном периоде пострадают поступления в бюджет. Вторая проблема заключается в том, что если ранее при оплате импортного НДС, даже при продаже всерую, возникают налоги, то при налоге с продаж продажа всерую позволит полностью избежать налогов.