Предложенные комитетом государственных доходов министерства финансов новые поправки в области налогообложения недропользователей, добывающих подземные воды, вызвал споры среди производителей. LS предлагает ознакомиться с разъяснениями комитета.
Инициаторы поправок информируют, что с конца 2014 года по настоящее время органами налоговой службы проводился камеральный контроль правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод за период с 2009 года по настоящее время.
Как установили представители комитета, налогоплательщики, осуществляющие добычу и дальнейшую реализацию подземной воды, исчисляют налоги исходя не из цены фактической реализации воды. Выплаты в бюджет производились исходя из себестоимости подъема воды на поверхность, что является нарушением норм налогового законодательства.
«Понимая, что уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод необходимо исходя из средней цены их реализации, некоторые компании после введения в силу Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (10.12.2008г. №100-IV) выделили в отдельные предприятия по добыче подземных вод и предприятия по их дальнейшей водоподготовке и расфасовке», - отмечают в комитете.
По их информации, таким образом, выстроена схема, при которой предприятие, осуществляющее добычу подземных вод, реализует ее предприятию, имеющему цех розлива воды по себестоимости либо с небольшой наценкой.
При этом в ведомстве подчеркивают, что подобные схемы уклонения от уплаты налогов крупных недропользователей, добывающих подземные воды, исходя из норм существующего законодательства, являются законными. Но не приветствуются налоговыми органами.
«Те же предприятия, которые не оптимизировали свое налогообложение и продолжили добычу и дальнейший розлив воды в рамках одного предприятия, выбрали для себя несоответствующий налоговому законодательству метод определения налоговой базы на основе себестоимости добычи воды, а не на основе средней цены реализации, как предписывает закон», - говорится в разъяснительном письме.
Получается, что вышеуказанные предприятия, по данным комитета, занижают налоговую базу для исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
«В настоящее время производители минеральных вод уплачивают налог на добычу полезных ископаемых в размере порядка 2-3 тиына с 1 литра добытой воды. То есть фактически государство продает недропользователям воду по 3 тиына за литр. При этом продажная, даже оптовая цена не бывает ниже 30 тенге за литр. До конечного потребителя цена становится еще выше с учетом интересов многочисленных посредников», - констатируют в комитете госдоходов.
При этом, согласно информации, органами налоговой службы недропользователям, осуществляющим добычу подземных вод, вменяется к уплате сумма в размере 10% от средней цены реализации, то есть около 3 тенге за 1 литр. «Данная сумма не является астрономической, если уплачивать ее вовремя. Тем более сумма в 3 тенге на 1 литр никак не может повысить себестоимость продукции на 80%, как уверяют нас представители отдельных компаний», - подчеркивают авторы поправок в налоговое законодательство.
«Основным доводом, на основании которого они отказываются применять действующую законную методику расчета налога на добычу полезных ископаемых, является уверенность в том, что если добытую подземную воду пропустить через фильтрационное оборудование и разлить в бутылки, то данная вода перестает быть добытой подземной водой и превращается в совершенно другой продукт – бутилированную питьевую воду. То есть производители бутилированной воды пытаются уверить в том, что вода в бутылку попадает не из недр, а возникает каким-то другим образом в цехах розлива воды», - подчеркивают в комитете.
Ниже они приводят несколько выдержек из действующего национального стандарта, регулирующего сферу производства и розлива питьевых вод.
СТ РК 1432-2005 «Воды питьевые, расфасованные в емкости, включая природные минеральные и питьевые столовые. Общие технические условия:
3.1.3 Вода природная: Вода из подземных или поверхностных источников, надежно защищенная от загрязнений и сохранившая свой природный состав и качество.
3.1.5 Вода питьевая природная минеральная: Природная вода из одного или нескольких подземных источников, открытых естественным или искусственным путем, связанных с зоной формирования подземных вод, защищенных от загрязнения, имеющая характерный вкус и стабильный физико-химический состав, не подвергнутая обработке, изменяющей ее исходный состав, с минимальной минерализацией 0,25 г/куб.дм.
5.2. Воды природные минеральные питьевые, в том числе минеральные родниковые. Дополнительные требования…
5.2.5 Допускается ограниченная очистка от нестабильных составляющих, таких как содержание железа и серы с помощью фильтрации или переливания, которому может предшествовать аэрирование при выходе воды на поверхность, при условии сохранения состава воды и содержания в ней основных компонентов, обеспечивающих ее свойства».
«При этом в Казахстане отдельные предприниматели применяют непрогрессивные системы водоочистки питьевой воды, которые приводят к огромным невосстановимым потерям. Так, отдельные недропользователи утверждают, что в ходе очистки воды они сливают в канализацию 50% и более добытой воды. Налоговое законодательство обязывает их уплачивать налог на добычу полезных ископаемых и за эту потерянную воду. Результатом такого хищнического и безалаберного использования ценнейшего природного ресурса является резкое увеличение себестоимости реализуемой воды», - поясняют представители Минфина.
Так, согласно их данным, суть налога на добычу полезных ископаемых основана на том, что получая временное право на добычу подземной воды или любого другого полезного ископаемого, недропользователь не становится собственником выделенного ему месторождения и полезных ископаемых, находящихся в нем. Недропользователь получает только право поднять на поверхность, находящиеся в недрах полезные ископаемые в течение определенного контрактом либо разрешением срока. Сами недра и полезные ископаемые в них принадлежат народу и государству. Налог на добычу полезных ископаемых является своеобразной ценой продажи государством от лица народа Казахстана добытых полезных ископаемых недропользователю.