Казахстанские страховщики предупредили бизнес о новой угрозе

4 августа 2022 года

Аналитики, опрошенные LS, рассказали о важности киберстрахования и о том, какие риски покрывает этот вид страхования.

Управляющий директор по корпоративным продажам – директор департамента страховой компании Jusan Garant Жанар Джансерикова привела данные Всемирного экономического форума (ВЭФ), согласно которым глобальные потери от киберпреступлений, совершаемых против государственных организаций, коммерческих предприятий и отдельных граждан, составляют $600 млрд в год. 

"Что касается процесса осуществления добровольного киберстрахования, немаловажную роль в этом процессе играет перестрахование. Специфические риски требуют наличия экспертов в области урегулирования киберинцидентов, поэтому их расчеты производятся совместно с крупнейшими зарубежными партнерами, которые имеют огромный опыт в этой области", – сказала Джансерикова.

Она напомнила о страховых рисках:

  • ответственность за нарушение конфиденциальности; 
  • ответственность за нарушение в сфере сетевой безопасности;
  • ответственность за нарушение распространения медиаконтента;
  • кибервымогательство;
  • утрата данных или контроля доступа;
  • перерыв в производстве, который наступает вследствие вышеперечисленных рисков.

Джансерикова добавила, что основной спрос на данный вид страхования у крупных компаний с выделенными специалистами по информационным технологиям и информбезопасности, с собственной системой управления рисками и внутренним аудитом. Хотя есть компании среднего размера, которые подыскивают так называемые "коробочные" варианты.

Она уточнила, что объектом страхования являются имущественные интересы клиента (страхователя, – прим. LS), связанные с риском неполучения доходов, возникновения непредвиденных расходов, убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменений условий деятельности по независящим от страхователя обстоятельствам.

Вместе с тем председатель правления страховой компании "Коммеск-Өмір" Олег Ханин отметил, что технологические вызовы – использование Big Data и искусственного интеллекта, блокчейна и IoT, облачные решения и соцсети, развитие онлайн-сервисов, e-commerce, рост электронных транзакций – постепенно начали формировать спрос на инновационные страховые продукты. Также рост стимулируется за счет постоянных хакерских атак на различные компании, утечки персональных данных, DDoS-атак, заражения вирусами.

Он отметил, что среди мировых страховщиков это растущий сегмент, программы киберстрахования предлагают порядка 100 компаний. По оценкам экспертов, мировой рынок киберстрахования вырастет до $20 млрд к 2025 году.

Ханин оценил развитие услуг киберстрахование в Казахстане. По его мнению, казахстанские страховщики пока еще в начале пути по созданию таких продуктов. При этом особое внимание на киберстрахование обратили в 2020 году, во время начала пандемии коронавируса, когда практически весь мир ушел на удаленную работу и компаниям пришлось срочно перестраивать свои бизнес-процессы. У предпринимателей появилось понимание, что киберстрахование может выступить новым инструментом риск-менеджмента по защите информационных рисков любого бизнеса.

По прогнозам представителя страховой компании, в ближайшее время эту сферу ждет большое будущее. Пока определенным барьером для развития и формирования продукта являются определенные сложности с отсутствием кейсов, страховой статистики, исторических данных об ущербе от кибератак.

При этом он добавил, что киберстрахование покрывает расходы на восстановление данных и инфраструктуры в связи с атаками, которые могут серьезно нарушить работу либо раскрыть определенные информационные активы, а также ответственность перед третьими лицами, убытки от перерыва в деятельности и имущественный ущерб. Эти риски, как правило, исключаются из традиционного покрытия ответственности.

В свою очередь председатель правления СК "Номад Иншуранс" Даурен Иманжанов считает, что на нашем рынке киберстрахование пока не очень востребовано.

"За последние три года наша компания не получила ни одного запроса по данному виду. Однако определенные наработки в этом направлении имеются, так как кибербезопасность становится приоритетной в современном бизнесе", – резюмировал он.

Напомним, с 25 июля 2020 года закон о защите персональных данных дополнен статьей 23-1 "Добровольное киберстрахование". Целью этого вида страхования является возмещение имущественного вреда, причиненного субъекту, собственнику и (или) оператору, третьему лицу, в соответствии с законодательством Казахстана.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.