В Казахстане разрабатывают новую систему страхования граждан, путешествующих за рубежом, передает LS.
В Алматы состоялась презентация предлагаемых изменений по вопросам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) туроператора или турагента.
В ходе презентации документа директор департамента страхового надзора Национального банка Жаннат Курманов заявил, что в настоящее время у казахстанских туристов нет полноценной защиты от различных рисков.
"В настоящее время казахстанские туристы не могут оперативно выехать из страны временного пребывания, и эти риски не покрываются за счет страховки. Также при отсутствии полного и четкого перечня рисков казахстанцам тяжело доказать вину туроператора и оспаривать в суде действия. По факту гражданин остается незащищенным. Без системного подхода решить острые вопросы пока не получается", - добавил он.
Курманов также отметил, что сегодня существует ряд недостатков, а именно:
- отсутствие полного перечня страховых рисков;
- ограниченность страхового покрытия;
- отсутствие прямой заинтересованности туроператоров, турфирм в недопущении страхового случая и предотвращении рисков;
Он также уточнил, что в 2015-2016 годы организации отказывались страховать туристов. Так, из 17 компаний 10 сдали лицензию.
"Конечно, со стороны страховых компаний есть настороженное отношение по данному обязательному виду страхования. С учетом накопившихся убытков и рисков, которые компании принимают на себя, компании выставляют турагентам максимальные тарифы. Поэтому есть озабоченность в туротрасли насчет того, что страхование для них обходится очень дорого. Есть определенная нагрузка на бизнес, и мы это понимаем. Эти вопросы мы также хотели бы отрегулировать", - пояснил собеседник.
В ходе выступления Курманов назвал крупные страховые выплаты в туротрасли Казахстана за последние несколько лет:
- июнь 2013 года: отмена рейсов турецкой авиакомпании Sky Airline. Страховые выплаты составили 136,5 млн тенге;
- июль-август 2014 года: банкротство туроператора "Гульнар тур". Страховые выплаты составили 264 млн тенге при лимите 10 тыс. МРП (18,5 млн тенге);
- май 2015 год: мошеннические действия учредителя туроператоров Travel System и Tengri Travel System. Страховые выплаты составили 378 млн тенге.
Еще одна проблема, на которую обратил внимание Курманов, - несвоевременное возмещение ущерба пострадавшим.
"Это процедура достаточно длительная, и существуют высокие риски того, что турист фактически останется без выплат. Вне зависимости от того, что туроператор работает с десятками туристами или с тысячами, сумма ответственности ограничена. И если, условно, наступает крупный страховой случай, эта сумма ответственности распределяется между всеми туристами. Есть вероятность того, что денег может не хватить. Поэтому в новом законодательстве мы хотим защитить туристов, чтобы сумма ответственности была индивидуализирована. В настоящее время предусмотрена максимальная сумма страхового случая - 10 тыс. МРП (более 22 млн тенге). Это не способствует защите интересов туристов. В новом законе предполагается прикрепить к каждому страховому риску сумму выплат в зависимости от страны предполагаемой поездки. Таким образом, турист сможет видеть, какие именно риски покрываются. Для этого мы разработали таблицу рисков исходя из международного опыта", - пояснил представитель Нацбанка.
В целом Нацбанк разработал ключевые направления совершенствования обязательного страхования ГПО туроператора или турагента.
- Переход от обязательного страхования ГПО туроператора или турагента к страхованию самого туриста от различных рисков при выезде за рубеж.
- Отменить обязательное страхование ГПО для турагентов и установить обязанность туроператора заключать договоры страхования в отношении каждого туриста, выезжающего за рубеж через туроператора.
- Определить наиболее полную карту рисков, с которыми сталкивается турист при выезде за рубеж, и разграничить ответственность страховой организации, фонда "Камкор", туроператора, перевозчика. И определить перечень страховых рисков, включаемых в различные программы страхования туриста в зависимости от страны (группы стран), в которую (которые) выезжает турист (территории страхования).
В свою очередь министерство по инвестициям и развитию также определило собственные изменения:
- Дифференцировать страхование по видам осуществления туристической деятельности на выездной и въездной туризм.
- Отменить обязательное страхование для турагентов с увеличением ответственности туроператоров, в том числе в отношении деятельности уполномоченных ими турагентов.
- Определить конкретный перечень страховых рисков, покрываемых обязательным страхованием с целью обеспечения интересов выгодоприобретателей – казахстанских туристов.
Представитель финансового регулятова пояснил, что будет создан минимальный базовый пакет страхования туриста, выезжающего за пределы Казахстана. В данный полис могут войти такие услуги, как получение проживания и питание за рубежом, а также перелет домой.
Директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова в свою очередь указала Курманову на неточности в проекте.
"По большому счету мы с вами получили проект документа, который будет увеличивать нагрузку на туриста, так как изменения приведут к удорожанию турпакета. Это повлечет за собой уход туристов в онлайн-бронирование. А это "подножка" для турбизнеса. Кроме этого, согласно проекту, туроператор в обязательном порядке выступает в качестве страхователя, а выгодоприобретателем является турист. Фактически данная схема означает, что данный вид страхования становится вмененным для туриста, что противоречит гражданскому кодексу. Также данный проект исключает из цепочки турагента, хотя в соответствии закону о туристской деятельности туроператор формирует турпродукт, а именно турагент реализует его туристам, то есть, рынок рушится, и у них нет никакого "входного билета" в бизнес", - подчеркнула она.
Шайкенова также считает, что в проекте не учтено, что клиент может отказаться приобретения страхового полиса (это право существует в соответствии с Гражданским кодексом).
Она также полагает, что закон не прописывает наличие у отдельных туристов самостоятельно оформленных долгосрочных страховок (для получения визы для выезда в страны Шенген).
Глава КТА также обратила внимание, что в проекте также отсутствует четко прописанная схема процедуры страховых выплат.
"Каждый страховой случай должен рассматриваться в судебном порядке? В случае отказа туриста от тура страховая компания должна вернуть 100%. Страхователю или выгодоприобретателю?" - задала вопрос Шайкенова Курманову.
При этом представитель Нацбанка, отвечая на претензии, заявил, что скорее всего казахстанцы не будут отказываться от полисов, поскольку защита останется доступной.
"Эта страховка ориентирована на массовый туризм. И если речь идет о выездном туризме, стоимость страховки должна быть сопоставима со стоимостью турпродукта. По нашим ожиданиям, страховка может составить около $1 в день. Это ниже существующих цен на рынке по медицинской страховке", - добавил он.
В свою очередь заместитель председателя правления Национальной палаты "Атамекен" Юлия Якупбаева высказала мнение о том, что предложенная схема Нацбанка дублирует действующую систему медстрахования туристов. Также она напомнила, что в Казахстане уже существует фонд "Камкор", который гарантирует права казахстанцев в сфере выездного туризма.
"Было сделано то, что уже есть сейчас. А мы говорим о том, что рынку нужен отдельный продукт от невыезда, потому что все остальные риски уже покрываются", - высказала мнение Якупбаева.
В завершение встречи Жаннат Курманов в беседе с LS уточнил, что обсуждения по законопроекту будут продолжаться до мая 2017 года. А в сентябре проект внесут на рассмотрение в парламент.
Профучастники, присутствующие на встрече, высказали мнение, что данная схема страхования может заработать в Казахстане не ранее 2018 года.