Подорожание отечественных и импортных товаров, уход части бизнеса, усложнение производственных процессов. Такие последствия введения маркировки сегодня в Алматы озвучили казахстанские производители, сообщает LS.
По словам исполнительного директора Ассоциации производителей безалкогольной напитков и соков Алии Мамытбаевой, введение маркировки влечет за собой затраты для производителей, что скажется на стоимости товаров. Так, цены могут вырасти на 7-10%, а потребление – снизиться на 14%.
"Затраты только на маркировку составят 9 млн тенге. И это только по скромным подсчетам, потому что здесь не учитывается процесс движения продукции по каналам дистрибуции. Если говорить о единовременных затратах, учитывая, что оборудование – высокотехнологичное, затраты на него составят от 31 тыс. до 58 тыс. евро для одного производителя", – отметила Мамытбаева.
Кроме того, есть и другие проблемы, созданные маркировкой и которые могут сказаться на конечной цене. Представитель ассоциации рассказала, что технология данной меры требует резкого снижения скорости выпуска продукции.
"Возможна полная остановка производства в случае технической неисправности или в результате пропажи сигнала, когда интернет, например, не работает. Время получения ответа от оператора – от пяти до 10 дней. То есть это режим простоя, в котором производители будут вынуждены находиться", – добавила представитель ассоциации.
Более того, добавила она, существует проблема с нанесением маркировки, потому что во время транспортировки упаковка товара может замяться или краска кода может стереться. Из-за всех перечисленных расходов Мамытбаева прогнозирует уход из пищевой отрасли значительной части МСБ, которые составляют 80% сегмента.
Подорожание может затронуть не только отечественные, но и импортные товары. Об этом подробнее рассказала исполнитель Ассоциации прямых продаж Анастасия Калашникова.
"Когда введется маркировка, импортеры будут вынуждены завозить всю продукцию, произведенную на разных заводах в разных странах, в один склад где-нибудь в Европе, распаковывать их, наносить на них маркировку, запаковывать обратно и консолидированный груз уже отправить на территорию ЕАЭС. Естественно, это станет причиной роста цен. Стоимость наших товаров увеличится порядка на 10%. И это приведет к сокращению ассортимента товаров, потому что с рынка уйдет продукция с низкой маржинальностью", – пояснила Калашникова.
В целом представители различных бизнес-ассоциаций сошлись во мнении, что маркировка товаров не решает проблему с теневой экономикой. Производителям даже пришлось обратиться к президенту Касым-Жомарту Токаеву. Письмо в его адрес озвучила президент Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева.
"Очевидно, что в Казахстане сложилась недопустимая для производителей ситуация по маркировке – синхронизация казахстанских подходов с российскими. Фактически уполномоченные государственные органы проигнорировали принципиальную позицию и предложения казахстанского бизнес-сообщества, которые заключаются в следующем: маркировка в предлагаемом формате не согласуется с государственной политикой, направленной на поддержку производителей, особенно МСБ. Бизнес-сообщество против предлагаемого российскими партнерами основного подхода по маркировке – внедрения форсированной, высокозатратной, обязательной, тотальной маркировки на все виды товаров, подхода, принципиально отличающегося от международного опыта, где маркировка и соответствующая система прослеживаемости вводилась только на очень узкий круг товаров с доказанным уровнем контрафакта", – сообщила Наурзгалиева.
Ассоциации также в письме указали на то, что маркировка экономически нецелесообразна. По их подсчетам, ежегодные расходы только на приобретение цифровых кодов для молочной продукции составят 3,3 млрд тенге.
"По своей сути предлагаемая маркировка – дополнительный налог с потребителей в пользу частного лица, сбор и распределение которого переданы в частные руки через механизм государственно-частного партнерства", – говорится в письме.
Более того, производители называют введение маркировки слепым следованием позиции партнеров, которое приведет к необратимым последствиям для казахстанской экономики.
"Производители товаров будут вынуждены включить в цену товаров затраты, понесенные на закупку оборудования и программное обеспечение, его обслуживание и наладку. Это вызовет их рост. Наиболее значительно при этом вырастут цены на самые ходовые товары, что сильно ударит по социально незащищенным слоям населения. Значительная часть предприятий малого и среднего бизнеса вынуждены будут закрыться, так как не справятся с дополнительными разовыми затратами на реализацию данной меры, что приведет к росту социальной напряженности", – указывает в письме ассоциаций к президенту.
Свое слово вставил и исполнительный директор Ассоциации торговых предприятий Ермек Рахметов. Он рассказал об одном доводе инициаторов маркировки, а именно о том, что мера поможет выйти на рынки ЕАЭС. Рахметов называет данный довод беспочвенным.
"До принятия решения (о маркировке, – прим. LS), наши продукты так и не пересекли, образно говоря, границу соседних государств, нам союзных. Ретейлерские полки так и не открылись для наших товаров. Это очень серьезный повод задуматься над тем, почему мы всегда следуем какому-то лобби, почему какие-то заинтересованные группы могут нам что-то советовать, что-навязывать, к чему-то принуждать. Почему наша комиссия, которая призвана защищать национальные интересы торговли в ЕАЭС, не отстаивает наши интересы?" – посетовал Рахметов.
Напомним, Токаев в мае призывал партнером по ЕАЭС повременить с введением маркировки и отложить данный вопрос до лучших времен.