Коронавирус изменит привычки покупателей Казахстана в пользу экономии. Такой прогноз озвучила коммерческий директор "Nielsen Казахстан" Мадина Сейсенгалиева, передает LS.
В ходе вебинара она пояснила, что по степени влияния на экономику страны, текущий кризис будет негативнее, чем предыдущие.
"Снижения ВВП не было последние 20 лет. При этом, если посмотреть на динамику, после каждого кризиса темпы роста не восстанавливались быстро в посткризисный период. Вместе с тем до объявления пандемии мы наблюдали снижение покупательской способности в рознице. Коронавирус и режим только усугубили тенденцию", – заметила Сейсенгалиева.
Снижение спикер связала с ростом безработицы, которая в апреле 2020 года увеличилась по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 62,5% и составила 7,8%.
"Карантин привел к появлению "Домашней экономики". Согласно нашему опросу, в период чрезвычайного положения, 72% казахстанцев стали совершать покупки дважды в неделю, 12% стали чаще делать покупки онлайн. Помимо этого, 14% опрашиваемых стали чаще заходить в магазины около дома", – пояснила спикер.
Сейсенгалиева добавила, что у 45% опрошенных вырос размер покупательской корзины, 46% стали покупать большие упаковки тех же продуктов и товаров, что и раньше. Также 35% опрошенных перешли на более дешевые марки продуктов, а 49% начали обращать внимание на промоакции и скидки. 73% стали покупать только самые необходимые товары и отказываться от излишеств.
В Nielsen также обратили внимание на планы по летним отпускам. Согласно опросу 29% запланировали отпуск, но 17% из них уже отменили из-за ситуации с коронавирусом. 10% будут наблюдать за ситуацией. Также 32% казахстанцев не планировали отдых, потому что ждут, когда решится вопрос с пандемией. Из тех, кто все же планируют отдохнуть, 40% останутся в Казахстане, 38% поедут в Россию, 2% хотят оказаться в Таиланде.
Возвращаясь к покупкам, в компании заглянули в продуктовую корзину казахстанских покупателей. 62% составили продовольственные товары, которые выросли на 8,5%. 19% – напитки, 14% – товары по уходу за собой и домом.
Вместе с тем на 47% выросли затраты на продукты для готовки дома, на 27% – для уборки дома. Упали на 41% товары по уходу за собой, на 33% – офисные продукты, на 25% – импульсивные покупки. Вместе с тем, если макаронные изделия показали трехзначный рост, многие перешли на более дешевые форматы. При этом важность премиум-шоколада выросла в 20 раз. Помимо этого, люди стали чаще покупать более дорогие дезинфицирующие средства.
Сейсенгалиева также озвучила прогнозы на посткарантинный период. Она пояснила, что если до кризиса люди предпочитали категорию "фреш", сейчас для них стало главным наличие товаров. После казахстанцы продолжат переходить на продукты домашнего потребления. Также продолжится рост использования магазинов у дома, люди станут больше обращать внимание на соотношение качества и цены, а также скидки и промоакции.
Напомним, ранее LS публиковал информацию о том, что в Казахстане продолжают расти цены на товары.