До конца текущего года планируется увеличить экспорт зерна до 9,1 млн тонн, то есть на 4,6%. Об этом сообщил вице-министр сельского хозяйства Казахстана Нуржан Альтаев, передает корреспондент LS.
По информации Альтаева, с начала года уже отгружено на экспорт примерно 8,3 млн тонн зерна.
"По итогам года мы планируем отгрузить где-то 9,1 млн тонн", - сказал он.
По данным вице-министра, в прошлом году на экспорт было отгружено 8,7 млн тонн. Таким образом, экспорт зерна в 2017 году увеличится на 4,6%.
"То есть по итогам года у нас ожидается увеличение экспорта зерна примерно на 400 тыс. тонн", - добавил Альтаев.
Он также уточнил, что в текущем году сельхозформированиями республики собрано более 22,1 млн тонн зерна в бункерном весе.
"По качеству зерна необходимо отметить, что примерно 60% урожая, поступающего на хлебоприемные предприятия (ХПП), составляет третий класс – 3,1 млн тонн, где-то 28% - это четвертый класс (1,5 млн тонн), и 9% - пятый класс (примерно 500 тыс. тонн)", - отметил вице-министр.
При этом с января следующего года правительство начнет субсидировать перевозку зерна внутри страны.
"Для конкурентоспособности казахстанского зерна с 1 января будет производиться определенное субсидирование транспортировки внутри Казахстана перевозок зерна. На эти цели уже выделяется 9,7 млрд тенге ", - заявил Альтаев.
Замглавы МСХ также прокомментировал вопрос дефицита вагонов для экспорта зерна.
"В октябре-ноябре наблюдался определенный дефицит во время пика вагонного парка для отгрузки зерна. На наш взгляд, основными причинами этой недостачи вагонов явилось следующее. Во-первых, в текущем году был небывалый урожай в Российской Федерации. Вследствие чего этот огромный объем зерна тоже стал идти на наши традиционные рынки - в Азербайджан, Грузию и Турцию. Получилось так, что наше зерно стало сосредотачиваться в основном на афганском рынке. Понятно, что инфраструктура, в том числе на афганской стороне, не совсем соответствует тому объему, который начал поступать из Казахстана. Именно на стыковых станциях "Галаба" и "Хайратон" образовались в это время определенные заторы. У нас, конечно же, уменьшились оборот и возвратность вагонов именно с этого направления - с Галабы", - объяснил вице-министр.
По его словам, сейчас на станции "Галаба" находится около 3,5 тыс. вагонов, первые из которых были отправлены еще 4 ноября, и до сих пор не могут вернуться.
Альтаев отметил, что ситуация была усугублена запретом на импорт пшеницы до весны 2018 года, введенный в Иране. Запланированный на экспорт в Иран объем зерна также был перенаправлен на афганское направление.
"Когда возник дефицит вагонов для отгрузки зерна, были приняты меры. В частности, привлечено 2,2 тыс. зерновозов из других стран, и уже в октябре был увеличен экспорт зерна с 900 тыс. тонн до 1,2 млн тонн, по сравнению с прошлым годом. До конца недели в Казахстан прибудет еще тысяча вагонов, до Нового года - еще 500 вагонов, и до 10 января 2018 года - еще 500 вагонов", - резюмировал он.