Казахстан начнет поставлять в Китай подсолнечное масло

В Продкорпорации рассказали о новых рынках, куда Казахстан мог бы экспортировать свою продукцию.

21 апреля 2017 года
    

Экспорт Казахстана в январе 2017 года составил $5,2 млн, большая его часть – это сырье. Однако постепенно страна переходит к поставкам готовой продукции – в мире появился спрос на наше растительное масло. Например, уже осенью 20 тыс. тонн отечественного продукта поступит на рынки Китая. О результатах переговоров Казахстана и Китая по поставкам растительного масла, о том, почему оно выгоднее муки в отношении экспорта, а также что еще мог бы продавать Казахстан соседям, в интервью LS рассказал заместитель председателя правления Продовольственной контрактной корпорации Сабит Кашкимбаев.

- Сабит Богембаевич, когда начнутся первые поставки масла?

- Мы договорились с Китаем о поставке 20 тыс. тонн готового подсолнечного масла, первая партия отправится туда осенью текущего года. Если раньше они покупали в основном сырье, то в будущем мы планируем наращивать объемы экспорта растительного масла. Теперь будем прорабатывать это направление с маслозаводами, чтобы понять, кто из них и какие объемы сможет поставлять в КНР. Это даст импульс для наших предприятий, ведь сейчас многие маслозаводы загружены всего на 50%.

- А цена их устраивает?

- Сейчас мы прорабатываем данный вопрос. Но, думаю, в любом случае цена будет выгодная для предпринимателей.

Наши фермеры привыкли выращивать монокультуру. Изначально 90% всех площадей было засеяно пшеницей, но фермеры постепенно переходят на масличные. Подвижки есть, и площадь их посева увеличилась со 100 тыс. га до 2 млн га, но и этого недостаточно. Планируется еще на 1,5 млн га расширить.

Своей пшеницей мы уже завалили всех соседей и больше некуда идти. По муке тоже держим свои рынки. А по маслу рынок открытый, и при этом в Казахстане есть мощности, которые его производят.

- Но мы же маслом даже сами себя еще не обеспечиваем…

- Да, но это не означает, что мы не должны экспортировать. Примерно 300 тыс. тонн составляет производство растительного масла на внутреннем рынке, и около 100 тыс. тонн мы импортируем.

А Китай все равно раньше покупал сырье – семена масличных культур, так почему бы готовое масло не продавать? Этот рынок просто огромен. Также договорились поставлять туда ячмень пятого класса и пшеничные отруби. Это будет впервые для казахстанского экспорта.

Касательно действующих поставок, за последние 8 месяцев было продано около 10 тыс. тонн муки в Китай. А объемы пшеницы достигли 160 тыс. тонн, и это не предел – дальше

будем увеличивать показатели. То есть постепенно проникаем на соседний рынок с разнообразной продукцией.

- Что еще Казахстан мог бы успешно продавать на соседние рынки?

- Сегодня у нас практически не выращиваются нут, горох и чечевицу – в незначительных объемах, хотя в мире они пользуются большим спросом. Мы рекомендуем аграриям начать их выращивать. Если на рынках пшеницы сейчас большая конкуренция, то на этих низкая, да и рентабельность самого бизнеса высокая. На этом можно хорошо заработать.

Понятно, что для фермеров перестроиться не так уж легко – это означает, что нужно докупать другую технику, осваивать новые технологии, покупать семена. Это все не за один день делается, но если начать сейчас, то лет через пять фермеры смогут стать специалистами по данным культурам. К примеру, в этом году небольшой участок пробно засеять, в следующем подкорректировать, потом еще, и наконец полностью перейти на эти культуры.

- Сами аграрии выражают заинтересованность в их выращивании?

- Да, им, безусловно, это интересно. Но все упирается в деньги, нужны дополнительные вложения, хотя все самое основное у них есть – это земля. Проблема возникает с закупкой семян, их может не хватить, так как культуры пользуются повышенным спросом. Но над этим уже работает Национальный аграрный научно-образовательный центр, который будет выращивать только востребованные семена. К примеру, если они в этом году найдут оригинаторы, то в последующем уже получат семена для продажи.

- А наш климат позволяет их выращивать?

- Да, это реально. Чечевица зашла к нам лет 5 назад, первыми начали пробовать ее выращивать крупные хозяйства, посеялись, все нормально было. Сейчас работают.

Там есть еще свои агрономические преимущества – после бобовых культур земля обогащается и становится благоприятной для посева других культур. Если, к примеру, подсолнечник из земли выносит полезные вещества и истощает ее, то бобовые, наоборот, насыщают. Поэтому после них урожайность может вырасти на порядок.

- В какие страны можно будет поставлять эти культуры?

- Турция, арабские страны. Нут – это Средняя Азия, Индия, Пакистан, рынок очень обширный.

У нас часто спрашивают: какие новые рынки есть по пшенице? Но аграриям пора уже понять, что на одной пшенице мы далеко не уедем, только если у соседей случится неурожай. Но когда в России и Украине полно своей пшеницы, то мы не сможем на их рынки выйти. Придется демпинговать по цене, либо качество зерна должно быть на порядок выше.

А с новыми культурами мы сможем пойти в другие страны. К примеру, если пшеница стоит около 45-50 тыс. тенге за тонну, то чечевица – 150-200 тыс. тенге за тонну, такая рентабельность.

- Расскажите, на каком этапе находится создание единого экспортного центра?

- Сейчас заканчиваются организационно-структурные изменения в компании. Производственная деятельность продолжается, мы также закупаем и продаем продукцию сельского хозяйства, финансируем весенне-полевые работы, храним резервный запас зерна.

Наша задача – дать производителям информацию о том, какая продукция в какой стране востребована. Сейчас прорабатываем рынки Китая, Израиля, России и Ирана.

Мы готовы сопровождать продвижение казахстанских товаров. Если фермеры произведут продукцию и попросят нас продать, мы это сделаем либо можем предоставить любую консультацию по экспорту: по транспортировке, объемам, ценам.

- Есть ли у вас планы по повышению экспорта за счет открытия этого центра?

- Планы есть, но мы ведь сами не выращиваем ничего, все зависит от фермеров. Это их бизнес, их земля, мы только стимулируем и помогаем. Они сами должны понимать, что нужно сеять, а что нет.

К примеру, в Европе фермер очень мобилен – он смотрит на рынки, цены и решает, что выращивать в этом году. Если прогнозируется высокий спрос на кукурузу, он выращивает именно ее, и каждый сезон у него может быть другая культура. Казахстанским фермерам тоже нужно к этому прийти, а не сеять только пшеницу, потому что больше ничего не умеем.

- Какова динамика экспорта за последние несколько лет?

- По культурам диверсификация идет. В 2015-2016 маркетинговом году экспорт зерна и муки составил 8,3 млн. тонн, до конца 2016-2017 – ожидается свыше 8,2 млн тонн.

По муке показатели тоже на хорошем уровне. Последний сезон мукомолов вытащил Афганистан, он стал больше покупать. Вообще, это единственная отрасль, которой государство никак не помогает, но тем не менее предприятия сами поддерживают переработку и экспорт. Я голову склоняю перед казахстанскими мукомолами. Несмотря на все трудности по взаиморасчетам в Средней Азии, эти люди достойны похвалы.

 

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.