В АРРФР рассказали о мошеннических схемах, которые активнее всего применяются против казахстанцев, передает LS.
В ответе на официальный запрос LS в агентстве отметили, что к наиболее распространенным методам относятся случаи, когда злоумышленники под видом службы безопасности банка или правоохранительных органов звонят клиенту БВУ. Сообщая об угрозе его депозиту, преступник предлагает перевести средства на безопасный счет. После чего сопровождает процесс отправки денег на сторонний счет.
Также мошенники под видом покупателя звонят продавцу с электронной торговой площадки, предлагая оплатить товар.
"Далее он запрашивает у продавца некоторые персональные данные, в том числе платежные реквизиты. Оформляет на него кредит в банке. Продавец, получив деньги, отдает товар. Позже выясняется, что на него оформили ссуду", – пояснили в АРРФР.
Кроме того, возможен вариант, когда с банковской карты у продавца списывают средства. Также мошенники могут обмануть граждан путем информации о выигрыше в лотерею либо заработке большой суммы денег в короткие сроки на ставках в букмекерских конторах. При этом для получения средств с потенциальных жертв требуется оплатить взнос на оформление документов, комиссию или оплату перевода.
"При наличии у лица кредитов злоумышленники предлагают заемщику разрешить вопрос. Для этого ему необходимо оплатить часть от суммы кредита (от 10% до 40%). В дальнейшем мошенники запрашивают дополнительные деньги, якобы необходимые для дальнейшего решения вопроса. В итоге заем клиента не погашается, что, в свою очередь, влечет дополнительные расходы (штрафы, пени и т. д.)", – уточнили в агентстве.
Финрегулятор подчеркнул, что есть случаи, когда преступники предлагают купить автомобиль (или iPhone) за рубежом, к примеру, на 20-30% дешевле рыночной стоимости (с учетом таможенных платежей и других расходов).
Как пояснили в АРРФР, мошенники сообщают человеку о необходимости внести первоначальный взнос в размере 30% от стоимости транспорта, а после доставки оплатить оставшуюся часть.
"В действительности данная компания или физлица после получения 30% через несколько недель связываются с клиентом и просят перевести дополнительную сумму денег на расходы (примерно 20%), далее в течение 1-4 недель запрашивают сумму денег на таможенные расходы и т. д. За это время мошенники переводят деньги на зарубежные счета и скрываются", – объяснил финрегулятор.
Другая схема заключается в том, что преступники под видом сотрудников госорганизаций предлагают услуги по "ускорению", "продвижению", "регистрации" документов. В таких случаях первоначальный взнос составляет от 20% до 50% от оговоренной суммы вознаграждения. Далее ситуация повторяется, как при покупке авто или смартфона.
В агентстве добавили, что иной метод используется в период, когда лицо уже стало жертвой мошеннических действий и потерпело материальные убытки в результате проигрыша денег на ставках и бинарных опционах, потери вложенных денежных средств в инвестпроекты, а также краха финпирамиды и пр.
"Злоумышленники по истечении определенного времени связываются с клиентом, предлагая помочь вернуть потерянные средства за определенную комиссию. В итоге клиент в надежде вернуть средства терпит дополнительные убытки", – резюмировали в АРРФР.
Ранее LS писал, что в 2024 году лжесотрудники банков и другие мошенники обманули казахстанцев почти на 16 млрд тенге. Всего с начала этого года в стране зарегистрировано 9,8 тыс. случаев интернет-мошенничества.