Как заработать на детских игрушках

Девять из десяти кукол в мире производит Mattel - создатель легендарной Barbie.

8 декабря 2015 года

В одну из своих первых научных командировок я привез дочери из Германии куклу. Для безденежных 90-х она стоила баснословно дорого и доставила мне несколько минут серьезных размышлений, что ей понадобится больше - зимний комбинезон (крайне актуальный в нашей Сибири) или пластмассовая кокетка в затейливой коробочке. Мою проблему разрешила миловидная продавщица в детском отделе супермаркета, на бойком немецком объяснившая мне, что "Mein lieben Herr ..." у нее, смотрите, ручки, локти, коленки и спина гнутся, как у человека, и вообще, это же Русалочка!

В то время видеомагнитофон был экзотической штукой, поэтому я не только не обладал магнитофоном, но и не видел знаменитого диснеевского мультфильма. Однако речь и жестикуляция говорливой продавщицы меня убедила, и я приобрел фирменную Русалочку от Mattel, название которой мне ни о чем не говорило, за баснословные деньги - 100 немецких марок.

Словами не передать, как обладание "русалочкой" просто преобразило маленькую 4-летнюю девочку до неузнаваемости. Она с ней спала, ела, ходила в туалет, прятала под подушку и вообще тряслась, как будто кукол в жизни не видела. Каждый выход на улицу превращался в сбор всех малолетних barbie-любительниц, которые бросали свои дела и уроки дома и нытьем или угрозами заставляли своих мам выпускать их поиграть с Barbie.

Тогда я задумался в первый раз об этом феномене. Слово "ассортимент" мне было хорошо понятно уже тогда. Но и сейчас для всех есть слово "мобильный" и отдельно - "у меня IPhone". Так вот тогда Barbie сияла на мировом горизонте, недосягаемая, как сама богиня солнца, и рядом никого даже близко не было.

Это было время, когда после многочисленных проб и ошибок, многолетних убытков и скандалов с подделкой финансовой документации Mattel вновь вернулась к альянсу с великим Disney и начала выпускать героев сверхпопулярных полнометражных анимационных фильмов – "Красавица и Чудовище", "Король Лев", "Белоснежка и 7 гномов" и другие. Грамотные шаги и огромный рынок уже твой - дети смотрели фильм и хотели играть любимыми героями, придумывать про них истории и хранить их одежду.

Именно в 90-е возродилось производство музыкальных шкатулок, кукольных домиков и огромной индустрии производства одежды для Barbie и всех ее друзей. Даже моя жена провела в мучениях пару недель и все-таки сшила камзол для Чудовища из мультфильма, который не входил в комплект и достать его было невозможно.

С 1992 по 1995 годы компания сумела достичь рекордного показателя дохода в $335 млн и тотально расширила сферы своего присутствия на рынке. Контракты с Hanna-Barbera и Nickelodeon дали серию "Скуби-Ду", "Флинстоунов" и других героев. Производство видеоигр про Barbie позволило усадить за бытовые компьютеры миллионы девчонок, чтобы они строили домики для кукол, устраивали их быт, друзей и ... вновь и вновь покупали новые релизы.

В 2009 году компания уже генерировала доход в $730 млрд и пожинала плоды своей гениальной идеи выпустить мультфильм про Barbie, серии которого ждали с нетерпением новые поколения девочек. Новый подход позволил корпорации активно продавать игрушки, видео, одежду и прочие товары через интернет.

В 2012 году компания отчиталась, что продает свою продукцию в 50 странах, в том числе, несмотря на яростные протесты, многие страны из данного списка были мусульманскими. Иран вообще запретил импорт Barbie, однако контрабандный товар проникал в страну, подобно сигаретам или спиртному.

В последние три года компания активно подвергается нападкам феминисток, которые усматривают в кукле навязанные стандарты красоты в виде очень стройного тела и правильных пропорций - грудь, бедра. Результатом стал совершенно неоднозначный выпуск толстой и прыщавой Barbie, такой, как выглядят многие подростки.

По сей день компания остается лидером на рынке игрушек, хотя изо дня в день ей бросают вызов многие конкуренты. На протяжении 70 лет нелегко быть лидером, задавать тон и определять развитие игрушечной индустрии во всем мире, однако Mattel это пока удается.

Даже последняя история с Hello, Barbie ей не очень навредила. Созданная корпорацией кукла при нажатии на пряжку ремня распознавала по интернету речь ребенка, обращенную к кукле, задает ему вопросы, получает ответы и направляет их по WI Fi на специальные сервера, которые обрабатывает программное обеспечение для общения с ребенком. Каких только страхов не напророчили специалисты, начиная от взлома домашней сети хакерами, заканчивая использованием в коммерческих целях разговорами детей с куклами.

Интерактивная игрушка произвела просто фурор, на самом деле являясь таким же аналогом "виртуального собеседника", какого мы нашли в Siri от Apple.

Ни феминистки, ни хакеры, ни пока конкуренты не могут отобрать рынок у этой прекрасной компании, которая в последний год также радует и своих акционеров высокими доходами, ростом акций и выплатой дивидендов на невероятном для США уровне 6%.

В апреле 2015 год акция MAT уверенно выросла до максимального значения почти $29 за акцию, однако вялый рынок и проблемы в Китае не позволили ей сохранить это значение. Однако в период с октября по текущий день бумага выросла на 30% и есть все основания предполагать, что рождественское ралли будет для нее прекрасной возможность отрасти до максимальных апрельских значений и выше. Рождество и Новый год - прекрасная возможность порадовать наших близких, главное - детишек. А что может быть лучше новой куклы в подарок?

Пусть маленькие мамы баюкают своих подопечных на руках и одевают на них модную одежду. Пусть в кукольных домиках Barbie и Ken создают свою кукольную семью и у них будет все хорошо! Во всяком случае наши дети будут счастливы, а это главное.

А те взрослые, которые хотят сделать подарок себе, возьмите акции Mattel и снимите сливки с этого сумасшедшего рождественского марафона и пусть каждая кукла под каждой елкой в мире приносит чуть-чуть дивидендов и лично вам.

Аркадий Рахилькин,

председатель совета директоров "Фридом Финанс".

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.