Жди меня: в Казахстане будут быстрее искать угнанные в страны СНГ авто

Легализация угнанных автомобилей не обходится без людей в погонах 

27 января 2021 года

В Казахстане за 15 лет угнано 40,3 тыс. автомобилей. Из них 223 обнаружили в СНГ, откуда вернуть удалось лишь 66. Об этом заявил спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, передает LS.

"Да, какая-то незначительная часть из них осталась в Казахстане, и это, как правило, старые автомобили – их сразу же мгновенно разбирают на запчасти. Это отдельная тема. С ней тоже надо разбираться. Но большая часть уходит за границу, в основном это элитные автомобили. Уходят в ближайшие сопредельные государства. За 15 лет 40,3 тыс. автомобилей, из них обнаружено в странах СНГ всего 223, а возвращено в Казахстан 66. Вот и ответ на результативность работы МВД", – сказал он.

При этом самый простой вид угона –  это когда автомобиль вывозится в страны СНГ, там перебивается VIN-код и машина ставится на учет, отметил глава мажилиса.

"Вот так и гоняют у нас ворованные автомобили. От нас – туда, оттуда – к нам. Ключевой момент во всей этой схеме – это добывание VIN-кода. Это серийный номер шасси кузова автомобиля, он набивается в другой стране на украденный автомобиль – подбирается такого же цвета, марки и года. Вот таким образом машина легализуется. Ни о каких таможенных процедурах речь здесь не идет", – сказал он.

Более того, есть другая схема, она более дерзкая, продолжил Нигматулин.

"Оформляют в той же РФ вообще не существующий автомобиль, его даже не угоняли с территории Казахстана. Берут в регистрационных органах МВД вот этот VIN-код, в другой стране угоняется конкретное авто и эти все данные по VIN-коду подбираются. Мошненники умудряются потом поставить этот автомобиль несуществующий на учет. Что получаем в итоге? Серьезные, солидные суммы за якобы нанесенный ущерб. В результате страдают наши казахстанцы", – продолжил он.

Потому что, когда человек потом продает свой автомобиль, приходит в ЦОН, а ему говорят, что авто в розыске, пояснил спикер.

"Во всех этих схемам, понятно же, что не обходится без людей в погонах. Как в Казахстане, так и в других странах. Ведь эти индивидуальные данные VIN-кодов, они же не существуют в поликлиниках, в вузах или на улице у пассажиров, у людей. Ими владеют люди, кто на этих вопросах сидит. Кто продает это? Надо посадить на эти вопросы порядочных людей, вот и все", – считает он.

В свою очередь мажилисмен Гульнара Бижанова спросила: имеются ли межгосударственные механизмы и какие меры вообще Казахстан предпринимает для пресечения таких преступных схем?

На это министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев ответил, что именно такой способ угона и продажи/перепродажи угнанных автомашин используется практически во всех странах СНГ.

"Мы должны, конечно, поставить препоны. У нас есть ряд нормативных документов. Это Минская конвенция по взаимопомощи по уголовным и гражданским делам 1993 года, ряд соглашений по борьбе с оргпреступностью, где прямо указано, что мы должны обмениваться информацией. Сейчас у нас интегрированы базы данных в госорганах, ни одно автотранспортное средство, заходя на территорию Казахстана, не может уйти вне ведома правоохранительных органов. Потому что как только таможенные органы регистрируют ее, мы уже видим. Если она числится в угоне, мы сразу видим. То есть она уже не растаможенная, на нее будет наложен арест, дальше будут процедуры установления, как эта машина зашла на территорию Казахстана", – пояснил он.

По его словам, в таких случаях необходима экспертиза, нужно подтвердить подлинный ли это номер или перебитый.

"Если номер перебитый, то мы это авто возвращаем в ту страну, откуда оно было угнано. Если же это подлинный номер, оно остается у владельца. То есть здесь мы защищаем права наших граждан", – отметил он.

При этом министр представил в мажилисе проект протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005.

"Теперь, согласно положению, на исполнение запроса будет предоставляться один месяц. Поэтому необходимы конкретные основания для отказа в предоставлении информации по запросу. Кроме того, в протоколе были предусмотрены вопросы предоставления сведений об автомобилях, пострадавших в ДТП, пожарах, стихийных бедствиях. Обмена информацией с таможенными органами, обращение невостребованного по истечении одного года транспортного средства в доход государства на территории которого оно обнаружено", – пояснил он.

Среди стран, входящих в ЕАЭС, есть единая таможенная граница, транспорт не проверяется, поэтому для обмена информацией данный протокол необходим, продолжил Тургумбаев.

"В апреле прошлого года данный законопроект рассматривался в парламенте, однако он был возвращен из-за отсутствия одной нормы. В соответствии с международными договорами норму, содержащуюся в подпункте Е п.5 ст.1 протокола, необходимо было включить в законопроект. Где оговорен следующий вопрос: в нашем государстве отсутствует информационная база данных о транспортных средствах, пересекающих границу. Поэтому данная норма не распространяете на Казахстан. Данную оговорку мы включили в законопроект", – резюмировал глава МВД.

Отметим, что мажилис принял законопроект "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005 года".

Ранее сообщалось, что у казахстанцев стали чаще изымать дома и авто в счет долга. Известно также, что свыше 77 тыс. автотранспортных средств на более 612 млрд тенге собраны в Казахстане в 2020 году. Кроме того, казахстанских водителей планируют больше не наказывать за забытые дома права и техпаспорт

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.