Как преодолеть кризис и возобновить экономический рост в Казахстане

Экономист Жарас Ахметов предлагает выход из кризиса

30 октября 2015 года
    

Сегодня актуальным стал вопрос: как преодолеть кризис и возобновить экономический рост.

Обычно рассматривают два варианта, а точнее их комбинацию: наращивание инвестиций в основной капитал и стимулирование спроса. Рассмотрим, что нам даст наращивание инвестиций в основной капитал. За скобками оставим проблему источников для инвестиций – это отдельная важная проблема, но сейчас остановимся только на способности инвестиций дать импульс экономическому росту.

Построенные мною модели, увязывающие выпуск обрабатывающей промышленности с капиталом (основными средствами по остаточной стоимости) и трудом (фондом оплаты труда в обрабатывающей промышленности), требуют проверки на адекватность.

Но, как бы там ни было, предельная производительность капитала находится близко к 0, вопрос только справа или слева, что означает, что последующий ввод в эксплуатацию основных средств положительного эффекта не даст и не приведет к росту выпуска продукции или приведет к незначительному.

Ключевых вопроса два:
1. Почему инвестиции неэффективны?
2. Что сделать, чтобы они стали эффективными? Если быть точным, ответ на на этот вопрос известен – требуется технологический скачок. Поэтому, наверное, более уместен вопрос: что необходимо сделать, чтобы такой скачок произошел?

Ответ на первый вопрос требует отдельного специального изучения на большем массиве данных, чем тот, к которому есть доступ. Но предварительно в качестве гипотезы можно указать на следующие факторы:

a) дорогой капитал. Имеется в виду как стоимость инвестиционного оборудования, так и стоимость привлеченного финансирования на его закупку. Плюс у нас довольно высокие нормы амортизации – примерно 5-6% от стоимости выпуска в основных ценах. 

b) медленное обновление основных средств. Мы вводим новые мощности, но не спешим расставаться со старым, морально и физически устаревшим оборудованием.

И, наконец, как следствие из предыдущего пункта,

c) низкая загрузка производственных мощностей.

Если принять, что проблемы распознаны верно, то для их решения требуется:

I. Улучшение условий для международной торговли, в данном случае импорта. Проблемы хорошо известны и описаны в разных международных докладах. Но это институциональное изменение, требующее и снижение коррупции, и снижение неэффективности в транспортных компаниях (КТЖ в первую очередь), и максимально возможное снижение асимметрии в рыночной информации, и возможно многое другое, что я упустил из виду.

II. Наличие доступного, долгосрочного и дешевого финансирования. Тоже институциональное изменение, потому что требует снятие многих ограничений на выпуск инструментов, движение капитала, структуру портфеля рисковых фондов, и, снова, многое другое, что я упустил из виду.

III. Если будут "длинные" деньги, то будет смысл пересмотреть налоговое законодательство, чтобы оно стимулировало более низкие нормы амортизации. Это, будете смеяться, таки институциональное изменение.

IV. При наличии "длинных" денег и доступной качественной рыночной информации будет иметь смысл ввести стимулирующие меры на обновление основных средств.

V. При выполнении всех предыдущих пунктов коэффициент загрузки мощностей вырастет автоматически.

Все выше перечисленное плюс ликвидация конкурентных преимуществ для избранных и нахождение своего места в международной системе разделения труда приведет к столь необходимому техническому скачку.

По моему мнению, без вышеуказанных мер наращивание инвестиций в основной капитал только усугубит состояние нашей экономики.

Жарас Ахметовдиректор компании Oil Gas Project.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.