Как понравиться американским инвесторам

На что обращают внимание инвесторы, прежде чем вкладывать деньги

2 сентября 2016 года

LS публикует рекомендации директора платежной системы Wooppay Александра Бондаренко, который делится практическими советами по тому, как привлекать инвестиции на американском рынке.

– Часто для инвесторов важна не оригинальная идея проекта, а платежеспособность клиентов. На ваш взгляд, что важно для успешного стартапа?

– Сейчас весь мир переходит к платформенности. То есть компании покупают стартапы, действующие в нужной им области, чтобы не разрабатывать все самим. Зачем банкам и крупным предприятиям тратить ресурсы на то, чтобы создать что-то внутри, когда снаружи есть команды с полноценными проектами. В США стартапы выращивают. Ты только учишься, получаешь базу в университете, а у тебя уже есть программы-акселераторы, которые поддерживают и помогают развиваться. Твоей идеей интересуются, модернизируют под нужды рынка. В твой университетский проект даже могут инвестировать небольшие суммы – до $125 тыс. Выше - венчурные фонды, банки, представители крупных компаний, которые готовы купить стоящий стартап в любой момент.

– Как инвесторы относятся к авторам, чьи проекты не реализовались?

– Это у нас, если ты открыл компанию и не получилось, – ты неудачник. Там если не получилось – круто, ты стал лучше, знаешь, как делать не надо, давай, пробуй еще раз. Если постоянно пробуешь и у тебя случаются разные неудачи, инвесторы охотнее дают деньги. Потому что ты опытный и не пропадешь. К тому же в США стартапы защищает закон. Если ты обанкротился, ты никому ничего не должен. Инвестиции же в некоторых штатах не облагаются налогом

– Как понравиться инвесторам? На что они обращают внимание, прежде чем вкладывать деньги?

– В США большую ценность имеет аудитория. Инвесторы не столько смотрят на идею и доход компании, сколько на ее аудиторию. На то, что вы знаете о своих пользователях-клиентах? Какие данные у вас есть? Потому что, ориентируясь на эти данные, делаются предположения, что человеку еще нужно, что ему можно допродать. Мессенджер WhatsApp купили не потому, что он приносит деньги, а потому что там миллионы людей, до которых можно достучаться, просто отправив сообщение. Благодаря базам данных банки, к примеру, могут оценивать уровень благосостояния семей, предполагать, когда и на что им нужен будет кредит, смогут ли они его погасить. В базах данных учитывается все: пол, возраст, размер зарплаты. По тому, какую сумму человек тратит на коммунальные платежи, можно высчитать размер его жилплощади и снова что-нибудь ему допродать. Инвестфонды владеют ситуацией по рынку, благодаря тому, что в год к ним попадают сотни стартапов. Анализируя эти данные, фонды знают, в каких направлениях сейчас идет развитие, какие модели продвижения компании используют чаще, как скоро компании выходят на самоокупаемость.

– В каких направлениях развивается финансово-техническая сфера?

– Трендов несколько. Один из них - оплата в офлайне, когда ты, к примеру, пообедал в кафе и тебе даже не нужно просить счет. Тут же за столиком ты можешь расплатиться через мобильный. Не доставая кошелек или банковскую карту. Еще одно направление - чат-боты в мессенджерах. Люди устали пользоваться множеством приложений, а мессенджерами WhatsApp, Telegram пользуются постоянно. К тому же они очень кстати предоставляют дополнительные интерактивные сервисы: чат-ботов, например. Сейчас через Telegram можно отправлять запросы в "Казпочту". Бот отвечает, где ваша посылка и какие у вас штрафы. Большой тренд – дополненная реальность, как Pokеmon Go. Например, когда вы навели смартфон на банковскую карту и на экране высветился баланс вашего счета. Или в магазине наводите смартфон на товар, читаете характеристику, отзывы, гарантийный срок. Можете здесь же его и купить, расплатившись через мобильный, чтобы не стоять в очереди в кассу.

– Что делать, если у стартапов с разными основателями совпадают идеи?

– Сейчас и так множество компаний предлагают одинаковые услуги. Дело не в оригинальности, а в сервисе. Совсем скоро люди будут выбирать, к примеру, не банк, а сервис. Тот, кто предоставляет лучшее отношение к клиенту, тот и лидер. В идеале каждый сотрудник компании, неважно уборщица или директор, должен быть службой поддержки. В США в пример приводят швейцара, который приветствовал постояльцев гостиницы и интересовался, как им здесь живется. Один гость пожаловался, что в его номере проблемы с отоплением. Швейцар мог сказать – оставьте заявку или подойдите к тому сотруднику. Но он взял проблему на себя. Он сам нашел ответственного за отопление человека, тот устранил поломку и уже к вечеру, когда швейцар открывал двери гостю, система отопления была исправна.

– Что, по-вашему, нужно знать тем, кто собирается сейчас запускать стартап.

– Я вывел для себя несколько правил. Первое: прежде чем делать продукт, в финансовой сфере или нет, нужно узнать, нужен ли он. Для примера: в 2012 году как часть платежной системы Wooppay мы запускали сервис по доставке еды, заказ букетов онлайн, заказ билетов. Тогда люди были к этому не готовы, такие сервисы стали работать только недавно. Второе вытекает из первого: лучше сконцентрироваться и быть профессионалом в одной области. Если мы работаем в сфере электронной коммерции и разработке финтех-решений, то должны сконцетрироваться на этом и бесконечно развиваться. Третье привез из Штатов: думай глобально – действуй локально. Когда локально развиваешь свой продукт, необходимо постоянно иметь в виду, что когда-нибудь нужно будет масштабироваться. И относительно этого выстраивать все процессы.  

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
На чем зарабатывают казахстанские банки и почему они прибыльнее развитых стран
вчера
Жители Казахстана тратят на еду большую часть зарплаты, чем в Беларуси, России и Китае. Инфографика
вчера
Минздрав пересмотрит лицензирование стоматологов после скандала с пенсионными деньгами
вчера
Қазақстан ЕО санкциялар жөнінде ескерту алмады
вчера
Дьявол кроется в деталях: названы главные страхи инвесторов горнорудной отрасли
вчера
Бюрократия дороже урожая: Казахстан теряет овощные рынки соседей
вчера
Казахстан не получал уведомлений от ЕС о введении вторичных санкций
вчера
Нацбанк выполняет свою роль, но инфляция остается высокой из-за действий правительства – мнение
вчера
НПЗ Казахстана обяжут производить больше востребованных ГСМ
вчера
Банктер шоттар жайлы мәліметті салықшыларға тапсырады
16 сентября 2025 года
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.