Как не допустить повышения цен на электричество – эксперт

Также Жакып Хайрушев рассказал о том, как Казахстан сможет экспортировать электроэнергию

13 мая 2019 года
    

Исполнительный директор Палаты энергоаудиторов, энергоменеджеров и энергоэкспертов Казахстана Жакып Хайрушев поделился с LS мнением о том, как Казахстану сохранить низкие тарифы на электроэнергию и как ее экспортировать за рубеж.

Фотография предоставлена Жакыпом Хайрушевым

В 2020 году последний год предельных тарифов, которые были установлены антимонопольными ведомствами для многих казахстанских энергопредприятий. 

По моему мнению, если не произойдет ничего чрезвычайного и в силу различных обстоятельств, в том числе политических, эти тарифы будут неизменными. Антипомонопольному ведомству и министерству энергетики страны необходимо совместно с предприятиями Казахстана за эти полтора года разработать четкие, понятные и, главное, современные правила формирования тарифов, которые позволят всем энергетикам выйти на новый уровень существования. Нельзя ставить плановую цифру для всех компаний – 10%, 20% или 50%, а должен быть кропотливый анализ всех статей расходов и доходов.

Особое внимание нужно уделать вопросам энергосбережения. 2020 год – это начало второй пятилетки по проведению обязательного энергоаудита компаниям государственного энергетического реестра (ГЭР). Здесь нужно, чтобы планы были реализованы в полной мере. А у нас получается, что компании затратили на проведение энергоаудита 20-25 млн тенге, а сами меры остались не реализованы в силу отсутствия средств в бюджетах и инвестпрограммах.

Казахстану нужна новая программа, подобная той, что была у нас в начале 2000-х годов, когда прошли все значимые приватизации энергообъектов, когда были получены средства от ЕБРР на модернизацию единой энергосистемы (ЕЭС) и вступлению нового закона об электроэнергетике, давшего толчок к реформированию электроэнергетики. Я бы назвал этот план "КазГОЭЛРО-2021" (государственная комиссия по электрификации России, – прим. LS), который должен предусматривать следующие предложения:

- разработка новых перспективных балансов электроэнергии по стране и в разрезе регионов, где должны быть отражены перспективы развития электроэнергетики, в том числе с учетом развития ВИЭ;

- пересмотр подходов к формированию тарифов. Конечно, никто не говорит, что модернизация электроэнергетики возможна только за счет тарифов. Наверняка у правительства все еще есть планы привлечь в сектор электроэнергетики частные инвестиции. Но пока политика по сдерживанию роста тарифов для населения и промышленности оказывает сдерживающее влияние на инвестиционные планы частных инвесторов.

В этих условиях необходимо продолжить работу по пересмотру основных ключевых показателей методики формирования тарифов, в том числе усиление вопросов энергоэффективности и энергосбережения;

- включение в тарифные сметы затраты всех субъектов оптового рынка, связанные с рынком мощности, который позволит начать наконец-то аукционы по вводу новых объектов. В связи с этим необходимо перенести все необходимые меры, связанные с рынком мощности на 2021 год. Хотя по аналогии с фондом медицинского страхования эти деньги можно уже сейчас аккумулировать на спецсчете. При этом необходимо включить в установленном порядке эти затраты в тарифы всех субъектов оптового рынка уже сейчас, тех, у кого эти затраты не включены или включены в недостаточном объеме;

- увеличение заработной платы производственному персоналу, то есть тем, кто выполняет самую "грязную" и в то же время важную работу.

В настоящее время для в энергопредприятиях утвержден предельный уровень тарифа по годам с увеличением фонда заработной платы производственного персонала. Эти цифры разные у разных компаний. Все эти обстоятельства привели к значительному отставанию средней зарплаты работников компании от сложившейся в отрасли. Так, фактическая   среднемесячная зарплата работника в среднестатистической компании в энергетике за 2018 год сложилась в сумме около 60-76 тыс. тенге, тогда как всего по отрасли – 116,2 тыс. тенге.  Эти обстоятельства способствуют большой текучести кадров (более 15%).

Корректировка затрат на оплату труда за счет оптимизации других затрат не допускается, за исключением случая увеличения численности. Рост затрат на оплату труда приведет к неисполнению других статей затрат, по которым впоследствии может быть введен компенсирующий тариф.

Кроме этого, я не говорю о других проблемных вопросах, которые имеются у энергопредприятий. Например, устаревший парк спецтехники, затраты на приобретение которых необходимо включить в тариф компаний в пределах допустимого уровня прибыли. Также приобретение АСКУЭ* и передача коммунальных сетей в ведение электросетевых компаний, неплатежи и многие другие вопросы.

Экспорт электроэнергии

Экспорт электроэнергии само по себе явление нужное, особенно в период профицита. Но это надо делать не во вред внутреннему потреблению. Продажа электроэнергии за рубеж позволит увеличить добычу угля на несколько млн тонн, повысить доходы от железнодорожных перевозок и передачи электроэнергии на экспорт. Совокупный доход казахстанских предприятий от поставок электричества на внешние рынки в 2018 году составил порядка 35 млрд тенге.

Что касается возможного объема передаваемой электроэнергии, то здесь мне сложно сказать каков предел, но минимум 10% от общего объема производства электроэнергии мы сможем отправлять. При этом необходимо добиваться, чтобы цена экспортируемой электроэнергии была не ниже внутренней цены за рубежом, то есть это недискриминационный доступ на рынке друг друга, чтобы россияне могли заходить в Казахстан по местным тарифам, и наоборот.

Никакого бесконтрольного оттока электроэнергии не будет, здесь системный оператор ЕЭС Казахстана четко следит и контролирует, как внутреннее потребление, так и межгосударственные перетоки. Естественно преимущество имеет внутреннее потребление.

При этом нужно поддерживать экспорт электроэнергии. В условиях профицита на внутреннем рынке Казахстана представляется целесообразным не ограничивать экспорт электроэнергии и создать условия для участия казахстанских электростанций на ФОРЭМ (федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности, – прим. LS) и получением справедливой рыночной стоимости за экспортируемую электроэнергию. Внутренняя российская цена на электроэнергию в России выше, чем в Казахстане.

Практикой для большинства стран мира является стимулирование экспорта с использованием различных финансовых методов, значительная часть которых базируется на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании национальных экспортеров.

Более того, многие страны мира применяют разнообразные формы финансирования экспорта, несмотря на многосторонние договоренности в рамках ВТО, тем самым добиваясь снижения стоимости экспортных товаров и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Напомним, ранее LS сообщал, что Казахстан работает над возможностью экспортировать электроэнергию за рубеж.

Справка

АСКУЭ – совокупность средств измерений и аппаратно-программного комплекса для сбора данных измерений, обработки, хранения, передачи данных и подготовки данных для взаиморасчетов между субъектами одновременно-раздельной эксплуатации за выработанную, переданную, распределенную и потребленную электроэнергию.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.