Что стоит за решением регулятора отказаться от ставки рефинансирования и перейти на сдерживание курса за счет операций РЕПО? Данный вопрос специально для LS проанализировал директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов.
В последние дни поведение Национального банка на рынке межбанковских кредитов повергло в шок не только наблюдателей-дилетантов, но и экспертов в области функционирования финансовых рынков. Чтобы найти логику в действиях главного банка, необходимо обратиться к закону о необходимом разнообразии Уильяма Эшби. Есть множество формулировок этого закона. Эшби сам дает их две, но мы выберем только одну из них: система управляема только тогда, когда разнообразие управляющего объекта не ниже разнообразия управляемого объекта.
Что это означает на практике? Есть система, например, финансовая, являющаяся управляемым объектом, и она может приобретать различные состояния, в том числе неблагоприятные. Множество возможных изменений и есть разнообразие системы.
И есть управляющий объект, в нашем случае Национальный банк, который должен оказывать управляющее воздействие на систему так, чтобы она не приобрела неблагоприятного состояния. Набор управляющих воздействий определяет разнообразие управляющего объекта.
Финансовая система является подсистемой для экономики. Экономика же сегодня проецирует на финансовую систему собственное неблагополучие. Падение цен на нефть привело к падению притока валюты в страну (по предварительным данным за девять месяцев сальдо счета текущих операций равно минус $4 млрд), что в свою очередь оказало давление вниз на курс тенге. Снижение темпов экономического роста (вероятность скатывания в рецессию становится с каждым днем все выше) снижает качество кредитов, выданных экономике, а это тормозит кредитование.
И собственные решения Национального банка, девальвации 2014 года и 2015 года внесли свою лепту, основательно подорвав доверие к тенге.
За счет сдерживания роста денежной массы и доходов населения в течение восьми месяцев этого года удавалось держать инфляцию на низком уровне. Но последнее ослабление тенге на фоне всех негативных факторов усилило инфляционные ожидания, и в сентябре мы видим прирост инфляции на 1% к предыдущему месяцу, а в октябре целых 5% к предыдущему месяцу.
Благоприятным состоянием для финансовой системы является низкая инфляция, устойчивый курс национальной валюты, рост кредитов для экономики и last but not least высокий уровень доверия к национальной валюте. Противоположенное является неблагоприятным состоянием.
Каким же набором управляющих воздействий обладает Национальный банк?
1. Он может осуществлять интервенции на валютном рынке, сдерживая укрепление или ослабление тенге, наращивая или стерилизуя денежную массу.
2. Он может повышать или понижать учетные ставки, повышая или понижая, соответственно, стоимость кредитов для экономики и населения.
3. Он может предоставлять или не предоставлять дополнительную ликвидность для банков второго уровня, увеличивая или снижая их возможности по кредитованию.
4. Наконец, он может вообще ничего не делать, стоически ожидая, чем все обернется.
Проблема в том, что любое управляющее воздействие Нацбанка не может привести финансовую систему к благоприятному состоянию.
Валютные интервенции могут, как минимум, остановить ослабление тенге, а то и укрепить его. Но на негативном экономическом фоне не вернут к нему доверия. Однако отказ от поддержания курса не только окончательно добивает доверие, но и уменьшает возможности для придания экономике нового импульса.
Повышение учетных ставок и непредоставление ликвидности банкам второго уровня сдерживает переток тенге на валютный рынок и замедляет скорость падения курса тенге, но, с другой стороны, фактически останавливает кредитование экономики и элиминирует надежду на восстановление экономического роста.
И никакое действие Национального банка, во всяком случае в краткосрочной перспективе, неспособно предотвратить рост инфляции при таких высоких инфляционных ожиданиях.
Бездействие, которое мы видим сейчас, вроде бы прекратило падение тенге, но основательно подорвало доверие к самому Национальному банку как к органу управления.
Возвращаясь к закону Эшби – Национальному банку не хватает разнообразия, чтобы управлять ситуацией, но это не означает, что ему нужны дополнительные полномочия. Это означает, что к решению проблем должны подключиться и другие органы государственного управления. А также это означает, что, раз уж мы строим рыночную экономику, надо развивать самоорганизацию и саморегулирование.