Председатель комитета технического регулирования и метрологии министерства торговли и интеграции Жанна Есенбекова рассказала, как совершенствуется национальная система технического регулирования, направленная на защиту казахстанского рынка от товаров, не соответствующих техническим регламентам. Данная системная работа проводится во исполнение поручений президента Касым-Жомарта Токаева.
– Жанна Рашидовна, на расширенном заседании правительства 24 января 2020 года президент поручал для обеспечения безопасности внутреннего рынка развивать Национальную систему сертификации. Какие изменения произошли за это время? Насколько эффективны принятые поправки?
– 30 декабря 2020 года принят Закон "О техническом регулировании" в новой редакции, который вступил в силу 1 июля 2021 года. Данный документ закрепил госконтроль за промышленной продукцией, направленный на прозрачность внутреннего рынка. Изменения предусматривают проверки по схеме: выявление – испытание – изъятие с рынка. Помимо этого, закон направлен на совершенствование процедур оценки соответствия, оцифровку процессов сертификации и аккредитации. Сейчас отбор субъектов проверок для профконтроля с посещением осуществляется в автоматическом режиме на основе системы управления рисками, что позволило исключить человеческий фактор и коррупционные риски.
В 2023 году впервые с момента вступления закона в силу были приняты постановления об изъятии продукции, и по нашим судебным искам предприниматели лишены права владения и распоряжения небезопасной продукцией.
Введен общий порядок уничтожения таких товаров. В 2023 году госконтролем было охвачено 5 560 организаций, проверено свыше 1 120 наименований промышленной продукции, из которых в 330 случаях установлены нарушения.
По результатам подтвержденных испытаний подлежали изъятию 268 партий с несоответствующей продукцией (1 224 кг), в которых были автохимические товары, а также бытовая электротехника, нефтепродукты. Взыскан штраф на сумму более 250 млн тенге.
В текущем году продолжено совершенствование законодательства и введены превентивные инструменты контроля в виде контрольной закупки с применением принципа внезапности, без предварительного уведомления субъекта контроля и без регистрации в органах прокуратуры.
Сейчас ведется работа по наделению полномочиями сотрудников комитета технического регулирования и метрологии компетенцией по расследованию, которая позволит охватить весь цикл поставок импортной продукции (завод – поставщик – продавец) и проводить встречные проверки.
Практика показывает, что с введением новых механизмов контроля рынка обеспечивается прослеживаемость продукции, что исключает риски поставок небезопасных товаров.
– В ходе выступления в центре "Ғылым ордасы" 31 мая 2024 года президент подчеркнул важность усиления научных исследований и мониторинга, оценки и прогнозирования стихийных бедствий, а также охраны и рациональноого использования природных ресурсов. Какая работа проводится вами в сфере обеспечения единства измерений данной сферы?
– В вопросах прогнозирования метрология играет ключевую роль, так как она является важной частью государственной системы, обеспечивающей единство и точность измерений в различных сферах, таких как промышленность, здравоохранение, экология, сельское хозяйство, наука, в том числе при мониторинге, оценке и прогнозировании стихийных бедствий, а также в охране и рациональном использовании природных ресурсов.
Ее значение проявляется в следующих аспектах:
1) точные измерения параметров окружающей среды: метрология обеспечивает точные и достоверные данные о природных процессах, таких как температура, влажность, атмосферное давление, сейсмическая активность и уровень воды в реках и озерах. Эти данные необходимы для прогнозирования стихийных бедствий – наводнений, землетрясений, ураганов и засух;
2) мониторинг изменений климата и окружающей среды: с помощью метрологических методов можно отслеживать долгосрочные изменения в экосистемах, что позволяет оценивать последствия изменения климата и прогнозировать возможные угрозы для природных ресурсов;
3) оценка воздействия на окружающую среду: при разработке промышленных проектов или использовании природных ресурсов метрология помогает измерять уровень загрязнений, выбросов вредных веществ и других факторов, которые могут негативно повлиять на экосистемы. Это способствует более точной оценке воздействия на окружающую среду и разработке мер по ее защите;
4) рациональное использование природных ресурсов: метрологические инструменты применяются для измерения и контроля расхода воды, энергии, полезных ископаемых и других ресурсов. Это помогает оптимизировать их использование, избегая избыточного потребления и минимизируя вред окружающей среде;
5) прогнозирование стихийных бедствий: использование точных метрологических данных позволяет улучшить модели прогнозирования стихийных бедствий. Это способствует более раннему предупреждению и, следовательно, минимизации ущерба для людей и инфраструктуры;
6) метрологическое обеспечение систем мониторинга: все системы мониторинга должны быть сертифицированы и калиброваны для получения точных данных. Это включает в себя метеостанции, сейсмологические станции, гидрологические посты и другие системы, которые играют ключевую роль в сборе и обработке данных для прогнозирования и реагирования на природные катастрофы.
Таким образом, метрология способствует более точному и эффективному управлению природными ресурсами и снижению риска стихийных бедствий через предоставление точных измерений и данных для принятия решений.
В Казахстане действует национальная система эталонов, которая включает 104 единицы эталонов. Они используются для калибровки средств измерений и контроля точности по всей стране. Данная эталонная база обеспечивает точные измерения на основе государственных эталонов единиц величин.
– Президент неоднократно делает акцент на необходимости развития цифровизации. В том числе он отметил, что у каждого министерства должна быть карта цифровой трансформации отрасли по опыту Сингапура. Какая работа в этом направлении ведется?
– Сегодня это даже не просто возможность, а необходимость, особенно в сфере технического регулирования и метрологии, где большие объемы данных, которые необходимо учитывать и применять.
Мы в этом году ввели в промышленную эксплуатацию информационную систему технического регулирования, которая охватывает все наши направления и делает единую кросс-платформу.
На данный момент в рамках цифровизации:
• оцифровано более 110 тыс. записей государственных реестров, что значительно ускоряет процессы обработки и поиска данных;
• оцифровано 70 услуг, которые уже доступны для субъектов, заявителей, по ним оформлено более 5 тыс. заявок в цифровом формате;
• за девять месяцев субъектами аккредитации выпущено более 1,1 млн цифровых документов;
• внедрение автоматизированной системы управления рисками (СУР) и запуск форматно-логического контроля (ФЛК) сократили число ошибок и позволили осуществлять камеральный контроль и мониторинг, оперативно выявляя и пресекая нарушения, исключив излишнее вмешательство в бизнес;
• 35% лабораторий имеют цифровых двойников, а это более 685 тыс. записей, включая паспорта эталонов, средств измерений, испытательного оборудования, используемых помещений, информацию о квалификации сотрудников и т.д.
Мы продолжаем расширять интеграции и кросс-проверки с другими базами данных государственных органов. Это снижает время на заполнение и проверку данных и делает невозможным внесение данные, не соответствующих действительности.
Успешно развивается и дистанционный государственный контроль. Наши департаменты активно уведомляют субъекты контроля об устранении выявленных ошибок на основе публичных реестров. Так, в Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях удалось пресечь оформление документов вне области аккредитации, в Актюбинской была пресечена неправомерная выдача сертификатов с превышением допустимого диапазона измерения.
Также в текущем году завершен процесс аккредитации в цифровом формате. Ранее сроки прохождения аккредитации в бумажной версии составляли от 150 до 365 дней. Оцифровка позволила сократить этот срок до 100-120 дней. Это минимизировало коррупционные риски, повысило оперативность и прослеживаемость процесса аккредитации.