В Казахстане разрабатывается новая программа автокредитования по примеру ипотеки "7-20-25". В связи с этим эксперты отрасли поделились с LS мнением о том, как новый проект отразится на местном авторынке.
Глава Ассоциации независимого автобизнеса Тимур Жаркенов заметил, что это поощрение закредитованности населения, которому такие расходы не по карману.
"Жилье – это предмет первой необходимости, а автомобиль – это уже другая ситуация. Через данный механизм по сути финансируют "производителей" автомобилей, только проценты банку будет платить уже покупатель", – заметил Жаркенов.
Собеседник LS добавил, что новая программа льготного кредитования является сигналом, показывающим, что с рынком что-то не так.
"Ключевая проблема в том, что у населения нет денег на новые машины по текущим ценам. И кредиты, на мой взгляд, – это не системное решение проблемы. Что касается "7-20-25", автокредиты нецелесообразно брать на долгосрочную перспективу, так как с момента выхода с конвейера эта инвестиция снижается в стоимости. Определенная логика есть для коммерческой техники, но это уже совершенно другой вопрос", – пояснил специалист.
На его взгляд, лучше всего для авторынка подойдут снятие запрета на независимый ввоз авто, снижение утилизационного сбора до разумных пределов ($100-200), приведение в разумные пределы технических требований.
"Тогда не понадобятся все эти автокредиты и прочие расходы госбюджета, потому что цены снизятся и наконец будут рыночными", – предположил Жаркенов.
В свою очередь глава союза "КазАвтоПром" Олег Алферов напомнил, что условия новой программы пока только обсуждаются.
"Но, оценивая почти четырехлетний опыт работы действующей госпрограммы льготных автокредитов, следует признать колоссальный спрос казахстанцев на такого рода финансовые инструменты. Казахстан – девятая по площади страна мира. Транспортная связанность территорий страны невысока. В большинстве регионов автомобилю нет альтернативы даже в городской черте, не говоря о перемещении в сельской местности. Поэтому для большинства казахстанцев приобретение авто является столь же значимой потребностью, как покупка жилья. Объемы финансирования действующей программы пока не могут удовлетворить эту потребность: в 2018 году лишь один из десяти покупателей автомобилей казахстанского производства смог воспользоваться льготными займами. Каждый новый транш оказывается освоенным в течение считанных недель. Поэтому потенциал развития программы с точки зрения масштабов огромен", – объяснил Алферов.
Собеседник LS добавил, что большинство аналогичных программ за рубежом предполагают субсидирование процентных ставок. В Казахстане государство обеспечивает лишь базу фондирования: ресурсы поступают в распоряжение банков, затем – конечным покупателям доступных автомобилей и возвращаются в казну.
"Именно потенциал автопроизводства как отрасли, которая способна обеспечить высокую отдачу вложенных средств, стал мотивом предложения главы Нацбанка. Стимуляция спроса в автопроме – это классическая мера раскрутки маховика экономического роста в десятках стран. Достаточно вспомнить конец 2000-х, когда программы обновления автомобильного парка были внедрены практически на всех крупных рынках мира – с тем, чтобы загрузить конвейеры автопроизводителей. Надо ли говорить, что Казахстан нуждается в оздоровлении парка в неизмеримо большей степени, нежели Германия или США?" – спросил Алферов.
Вместе с тем глава союза отметил, что возможности совершенствования действующего механизма льготных автокредитов также существуют. К примеру, отмена квот в разрезе автопроизводителей могла бы обеспечить более эффективное распределение средств.
"Сегодня оператор программы "вручную" определяет, какая доля средств будет адресована покупателям продукции отдельного автопроизводителя. Зачастую заемщикам программы отказывают в приобретении брендов и моделей отдельного казахстанского автозавода, если лимит этого производителя уже исчерпан. Такого рода искусственное распределение средств ограничивает выбор потребителя, приводит к "заморозке" средств программы и её пробуксовке. Мы уверены, что лишь покупатель может и должен решать, какую модель приобретать. Здесь возможен только свободный рыночный выбор. Но главными условиями успешности действующей и предполагаемой новой программы, конечно, являются объемы ее ресурсного обеспечения и конечная ставка обслуживания кредита. Эффективная ставка не должна превышать 10%. Напомню, сегодня эта цифра составляет 7,5%. Это комфортные условия", – заключил Алферов.
Напомним, недавно глава Нацбанка Данияр Акишев предложил запустить программу автокредитования по примеру ипотеки "7-20-25". Он пояснил, что в 2019 году Нацбанк готов оперативно разработать и финансировать программу кредитования по покупке гражданами автомобилей отечественного производства.