10-12 лет назад серьезные дядьки с Wall Street не очень-то воспринимали прыщавых студентов из Гарварда или Стэнфорда, создававших приложения будущего - Napster, Facebook, Twitter, Instagram и Snapchat.
Неожиданно быстро возросшая интернет-аудитория действительно изменила мир. Она начала увеличиваться кратно каждый год, гордо заявляя о своих предпочтениях, пристрастиях и пожеланиях. Донести до нее информацию, разместив пост в Facebook, стало не только выгодно – это стало правилом. Теперь цена одного твита Илона Маска о возможном запуске новой модели - миллиарды долларов роста капитализации Tesla, а цена твитa бывшего госсекретаря США Хиллари Клинтон – обрушение биотехнологического сектора на 5%.
Все ищут своих подписчиков. Без них уже жизни нет. Пухлогубые красавицы приходят в фитнесс-зал не для занятия спортом, а ради очередной "утиной улыбки" в Instagram. "Реальные пацаны" избивают слабаков с района не ради 30 копеек на мороженое, а ради тысячи лайков под видео в Facebook. Тонущего в проруби надо обязательно сначала снять и выложить в сеть. Только потом можно и руку подать.
Поколение Pepsi давно выросло и родило совершенно новое сообщество – нынешних миллениалов, семнадцатилетних, существующих в социальных сетях, теряющих зрение, рассматривая на своих Iphone последние тусняки и своих фолловеров. Да нет, дело не в том, что я в шоке, когда выкладывают свою грудь на экран с забавными подписями. Боже упаси. Какой шок, если она на каждом экране. И грудь красивая, и лайков много. Дело не в этом.
Я не хочу уподобляться ворчащему лысому из "О чем еще говорят мужчины", который в ответ на вопрос молоденькой девушке "А вам нравится Pink Floyd?" совершенно закономерно получает "А Pink Floyd - это КТО?". Сам дурак. Танцуя, обнимаешь молодое красивое тело, вдыхаешь аромат юности с ее волос и лезешь еще в душу со своим Pink Floyd.
Нет, это новое поколение, оно совсем другое. Они технически на порядок более подкованы. Они знают, как "проапгрейдить" твой девайс и снять скриншот с экрана, даже если нет сочетания кнопок ctrl+break, к которым так привыкло поколение Pepsi на своих гигантских компьютерах.
И, конечно, это поколение – идеальные потребители всего. От гаджетов до свитеров, от сериалов до очков. И уже на них начинает работать мощная индустрия ширпотреба, дешевых развлечений и сомнительных приложений, понимая, как им ВСЕ ЭТО продать.
И уже становится все можно. Выложить голую пьяную подружку в сеть и посмеяться всем вместе над ее беспомощностью. Снять штаны и показать свою прикольную бабочку на филейной части, которая... порхает. Можно и еще что покруче.
Во всем этом, как ни странно, отлично разбирается создатель и CEO Snap Inc (Snapchat) 24-летний Ивен Шпигель. Когда произошла утечка его сообщений в социальные сети, было много компрометирующей информации. Через это проходили многие подростки, но именно ему пришло в голову монетизировать безнаказанность, эксгибиционизм и вуайеризм, создав сеть для обмена короткими самоуничтожающимися видео. И вот уже миллионы подростков по всему миру рассылают улыбочки, милые эмодзи друг другу, чередуя эти послания с порнофильмами собственного производства. Iphone productions.
Главное – чтобы все потом удалилось.Такие вот щекочущие нервы моменты жизни.
А аудитория-то – гигантская. В середине прошлого года Snapchat обогнал пресловутый Twitter и собрал 150 миллионов человек. И подросткам, облюбовавшим это приложение, в целом-то наплевать и на грехи молодости Ивена Шпигеля, и на то, сколько покупок делается под влиянием трейлеров, 25 кадров и прочей рекламы, которую просовывает им милое привидение на телефоне. Кинокомпании, медиакорпорации, продавцы товаров всех уровней изо всех сил осваивают до сих пор неосвоенное пространство коротких видеосообщений для подростков. Последние полны сил, тратят деньги родителей и уверены в собственном будущем, и хотят все и сразу. Да и слава Богу. Мы все желаем им удачи.
Поэтому когда Snapchat заявляет о планируемой прибыли на 2017 год в размере $1 млрд, мне уже не смешно. Потому что это вполне может состояться. После того как Netflix стал стоить 1000 от квартальной EPS, меня уже ничего не удивляет. Людям стало скучно. Они хотят развлекаться. Им нравится контент. Поэтому все просто: больше подписчиков – выше капитализация.
В случае со Snapchat создатели, андеррайтеры и букраннеры вот так запросто оценивают ее стоимость на IPO в размере $25 млрд. Если что это 25% от стоимости капитализации лидера мировой аэроиндустрии Boeing.
Невинное привидение с короткими самоудаляющимися видео, по прогнозам, должно приносить 4% дохода ($1 млрд) в год. Неплохо по сравнению опытом Twitter, который был убыточным на момент выхода, и было непонятно, как интернет-пользователи принесут ему доходы. Так и не научившись приносить доходы инвесторам, Twitter растерял 2/3 капитализации первого дня торгов, однако прочно удерживает 13% рынка популярных социальных сетей среди пользователей интернета наравне с Facebook. Ну так, между прочим, у Snapchat - 35% этого рынка. Ну и оценка на будущем IPO - $25 млрд. Такая вот цена невинным шалостям бывшего студента Стэнфорда, сумевшего обаять поколение, родившееся в 2000-е.
Конечно, хочется надеяться, что андеррайтеры закроют книгу с правильной структурой акционеров и сумеют выстроить корпоративную структуру, позволяющую использовать привлеченные деньги не только на личное обогащение Ивена Шпигеля. Было бы вообще неплохо, если бы он занялся чем-то другим, а управление передал серьезным ботаникам, изучавшим экономику в то время, когда он подсматривал в замочную скважину за соседкой по общежитию. Да, мир изменился. Что поделать.
КАК ИНВЕСТОР, я буду покупать акции Snapchat на IPO. Добирать акции буду во время первого дня торгов в зависимости от поведения цены.
Но, поверьте, вы никогда не увидите этого приложения на моем Iphone. Потому что я не хочу за вами подглядывать. Терпеть не могу "губы-уточки" напоказ.
Аркадий Рахилькин, председатель совета директоров "Фридом Финанс".