Казахстанцам стало тяжелее брать технику в кредит – интервью

Продажи телефонов упали на 23%

17 июня 2022 года
    

Ослабление тенге, ужесточение условий кредитования и дефицит товаров негативно отразились на казахстанском рынке бытовой техники и электроники (БТиЭ). Коммерческий директор компании Evrika Данияр Сасыков рассказал в интервью LS, что еще происходит в этой отрасли.

– Расскажите, пожалуйста, каким является объем рынка бытовой техники и электроники Казахстана за период с начала 2022 года? И как он изменился по сравнению с аналогичным периодом 2021 года?

– Согласно данным аналитической компании GFK, за период с января по апрель 2022 года объем рынка БТиЭ составил 366 млрд тенге и 2,9 млн проданных единиц техники, тем самым показав снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сумме на -2%, и на -17% в количестве.

– Какую технику чаще всего покупают казахстанцы по итогам периода с начала 2022 года? Как изменились их предпочтения по сравнению с аналогичным периодом 2021 года?

– Если делать выводы по сумме совершенных покупок, то возглавляют рейтинг мобильные телефоны с долей 43,7%, второе место занимают телевизоры с долей 9,6%, следом идут ноутбуки с весом в 8,9%, холодильники с долей 6,5% и стиральные машины с долей 6%. Таким образом на долю пяти лидирующих категорий приходится 74,7%.

Следует отметить, что в количестве проданных единиц ни одна из топ-5 категорий не показали роста: падение по телефонам составило -23%, телевизорам – 19%, ноутбукам – 13%, холодильникам – 5% и стиральным машинам – 12%. Следовательно, можно сделать вывод, что рост по некоторым категориям в денежном выражении в том числе обусловлен подорожанием средней стоимости товара.

– На сколько процентов выросла стоимость по основным видам продукции с начала года?

– Согласно данным GFK, средняя стоимость по основным 29 категориям товаров (по продажам в сумме) в Казахстане выросла со 106 тыс. тенге до 125 тыс. тенге, что составляет +18,5% роста. Средняя стоимость телефонов в национальной валюте составила 151 тыс. тенге (+8,7%), телевизоров 276 тыс. тенге (+35,2%), ноутбуков 356 тыс. тенге (+14,5%), холодильников 249 тыс. тенге (+22,5%), стиральных машин 180 тыс. тенге (+30,5%). Практически ни одна из категорий товаров не стала дешевле.

– А в чем причины подорожания товаров?

– На самом деле существуют очень много факторов, влияющих на рост цен. Основными же мы считаем:

- девальвацию национальной валюты, начавшейся в конце февраля 2022 года;

- удорожание и дефицит компонентов, вызванных подорожанием сырья, дефицитом чипов, временной приостановкой ряда заводов производителей, нарушение цепочки поставок, увеличением стоимости рабочей силы;

- увеличение стоимости логистики, к которым привели отмена субсидий Китаем на ж/д перевозки, увеличением пошлин, дефицитом контейнеров, вызванных торговым дисбалансом между Китаем и США, изменением маршрута перевозки товара вызванных введением логистических санкций в отношении России.

- решение самих поставщиков на смену продуктовой линейки в пользу более премиальных моделей и так далее.

– Если возвращаться к изменению объемов рынка, то в чем причины? Каков ваш прогноз на 2022 год?

– Основными причинами падения продаж является сокращение уровня выдачи потребительского кредитования, сокращение сроков кредитных продуктов, подорожание самой продукции, вызванных причинами упомянутыми выше, дефицит товара в определенных категориях из-за ряда введенных технологических и логистических санкций в отношении России, на долю которой приходилось около 35% импортируемого в Казахстан товара.

– Могли бы вы также подробнее рассказать об ужесточении условий кредитования казахстанцев?

– Увеличение базовой ставки до 14% привело к подорожанию фондирования. В целях сохранения доходности кредитные организации увеличили комиссии розничным сетям за кредитные продукты при этом существенно сократив сроки кредитов и рассрочек, а также сократив уровень одобрения для конечного потребителя. И именно это является основной причиной, по которой продажи в розничных сетях будут падать.

В то же время уровень потребительского кредитования к ВВП в Казахстане относительно не высок, и мы не видим объективных причин, по которым регулятор пытается снизить потребительские кредиты. Ведь именно рост потребительского кредитования позволил розничной торговле восстановиться после двукратной девальвации в 2015 году. Текущая ситуация приведет к снижению потребительского спроса и очень негативно повлияет на розничную торговлю в целом, в том числе приведя к сокращению рабочих мест в розничной торговле, которая является одним из крупнейших работодателей страны.

– А как геополитическая ситуация повлияла на казахстанский рынок техники и электроники? Наблюдается ли на этом фоне дефицит техники и по каким видам? Как вы перекрываете дефицит?

– Ситуация неоднозначная, так как по ряду категорий и брендов объем поставок в Казахстан увеличились, а по некоторым сократились либо вообще были приостановлены. Как мы говорили ранее, около 35% импортируемого товара производилось либо консолидировалось в России. И после ряда введенных в отношении РФ санкций, основные заводы производителей замедлили либо приостановили производство техники для российского рынка, остановили отгрузки товара российским компаниям.

Наличие излишков на российских складах производителей позволило Казахстану перекрыть дефицит по ряду основных категорий. Однако наличие данного товара на полках казахстанских сетей не даст большого эффекта на рост продаж до тех пор, пока базовая ставка сохранится на уровне 14%, кредиты и рассрочки на длинные сроки не станут для клиентов вновь доступными, и одобрения не вернется на прежний уровень.

– Какие новые логистические пути разрабатывает компания Evrika? На сколько увеличиваются время и цена поставок относительно тех, которые были при импорте из России?

– Маршруты и сроки транспортировки во многом будут предопределять геополитическая ситуация и решения поставщиков о возобновлении работ заводов на территории России либо перенос производства на территорию других стран. Представьте, что завод, расположенный на территории России, принял решение закрыть производство. В данном случае поставщик данного бренда в целях сохранения объема продаж в Казахстане переключит производство для нашего рынка на другую страну. И в этом случае если сроки поставки из России составляли не более 10 дней, а стоимость за транспортировку колебалась в диапазоне от $2 тыс. до $3 тыс., то при размещении завода производителя, например, во Вьетнаме может увеличить сроки поставок и стоимость за перевозку в несколько раз.

Безусловно, это приведет к существенному увеличению стоимости товаров, выпускавшихся на заводах России. Однако по ряду категорий ситуация может обернуться в более выгодную. Там, например при переносе производства из России на территорию Узбекистана, стоимость и сроки логистики, наоборот, станут даже дешевле. На данный момент нет определенности, и мы не знаем какое решение примут поставщики касательно своих заводов, расположенных на территории России.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.