"The invisible hand-job" [of the market]
Авторитетный журнал The Economist немного неожиданно опубликовал обширную статью про современную проституцию. Несколько смущаясь, редакция предупредила своих читателей, что некоторые аспекты могут показаться им шокирующими. Передаю вам, друзья, их предупреждения. Что заставило их взяться за эту тему? Или тот факт, что проституция была и остается индустрией с многомиллиардным оборотом? А может августовский сезон отпусков, когда событий в мире меньше, чем обычно?
Главная тенденция - развитие интернета. Для секс-бизнеса последствия стали фундаментальными. Ни проститутки, ни их клиенты не хотят больше ходить в бордели. Встречи через интернет безопаснее, анонимнее, не требуются сводницы и сутенеры. В результате\э в проституцию вовлечены больше местных, которые особенно беспокоятся о своем инкогнито, а также "частично занятые", подрабатывающие на нерегулярной основе.
Последний экономический кризис серьезно ударил по индустрии. Клиенты рассматривают секс-услуги как luxury, а от luxury предметов/услуг в момент кризиса принято отказываться в первую очередь. В результате "средний чек одного часа услуг" в среднем в развитых странах упал с $340 до $265. Есть и две другие причины снижения цены - давление в результате миграции из более бедных стран и фактор неопытности. Начинающие проститутки не умеют правильно назначать цену и зачастую недополучают доход.
Есть и прочие особенности трудового процесса. "Нишевые услуги" оплачиваются дороже. То есть нужно предлагать широкий ассортимент услуг с изюминкой и воздастся. Дополнительная премия платится за определенные физические особенности. Например, проститутки-блондинки в среднем зарабатывают на 15% больше, чем коллеги-брюнетки, чем длиннее волосы, тем выше ставка (самые дорогие- с волосами до пояса). Большая грудь тоже заслуживает премии, в связи с чем журнал считает операцию по увеличению груди экономически обоснованной для проституток - в среднем она полностью окупится за 90 часов работы, а потом сплошная прибыль.
Чернокожие проститутки зарабатывают меньше, чем белые. Особенно эта разница ощутима в Дубаи. Хотя есть и исключения - Сингапур и Куала-Лумпур. Имеющие образование получают на 31% больше, чем необразованные. Дело даже не в ставках, а рыночных нишах, главная целевая аудитория образованных проституток - пожилые обеспеченные люди, которые не торопятся и любят долго разговаривать.
Важен региональный аспект. Благодаря интернету столичные труженицы могут планировать гастроли по малым городам (где все друг друга знают) для удовлетворения местного спроса. Видимо и провинциальные ценители красоты ждут не дождутся приезда любимых пассий.
Предложение определяется спросом, а интернет помогает в маркетинге. В 2008 году в Миннеаполисе и Денвере проходили съезды Республиканской и Демократической партии, приехало по 50 тысяч делегатов. В эти недели количество секс-объявлений на местном сайте объявлений выросло на 41% и 75% по сравнению с обычными днями. Добавлю от себя, что этот факт свидетельствует о том, что у республиканцев намного более пожилой и консервативный электорат чем у демократов.
Запретительные меры показывают неэффективность в условиях интернета. В этой связи некоторые страны (Швеция, Норвегия, Франция) поменяли тактику - теперь преступлением стала покупка секса, а не его продажа. Но логическое противоречие в том, что такой запрет предполагает, что все проститутки вынуждены заниматься этим насильно, что не является корректным.
В статье много графиков и статистике. Наверное, она есть и на сайте The Economist. Главный вывод, который делает журнал: "Интернет повлиял на множество профессий. Древнейшая не исключение".
Айдан КАРИБЖАНОВ,
председатель совета директоров компании Vizor