Инвесторы теряют интерес к Казахстану. Причины

14 февраля 2025 года

В Казахстан стало притекать меньше зарубежных инвестиций. О том, что мешает привлекать новые источники финансирования, LS рассказал старший аналитик департамента консалтинговых услуг AERC Ерасыл Серікбай. 

На расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на сокращение доли инвестиций в основной капитал в ВВП. Тогда он отметил, что чистый приток ПИИ зачастую обеспечивается за счет реинвестирования доходов от уже действующих проектов в добывающей отрасли.

За девять месяцев 2024 года объем ПИИ составил $12,7 млрд, что на 36% меньше вложений за аналогичный период 2023 года. Снижение темпов привлечения зарубежных инвестиций наблюдалось в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, ВКО, Жамбылской, СКО, Павлодарской областях, а также в Алматы.

Оценивая сложившуюся ситуацию, Е. Серікбай предположил, что инвесторов, прежде всего, сдерживают институциональные риски и административные барьеры.

"Недостаточная прозрачность государственных процедур, сложность бюрократической системы создают значительные опасения для бизнеса. Дополнительно ситуацию усугубляет уровень коррупции, который, несмотря на принимаемые меры, остается значительным сдерживающим фактором, снижающим доверие со стороны иностранных инвесторов", – считает аналитик.

Другим фактором он назвал неполную диверсификацию экономики. По словам Е. Серікбая,значительная зависимость от экспорта нефтепродуктов делает Казахстан уязвимым к внешним шокам. Это, в свою очередь, ограничивает долгосрочные инвестиционные перспективы.

"Учитывая существующую проблему дефицита бюджета и растущие расходы на инфраструктуру, необходимость привлечения иностранных инвестиций становится актуальной", – подчеркнул он.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, представитель AERC считает нужным совершенствовать правовую среду, разрабатывая стабильные и прозрачные законодательные нормы. В особенности, упростить процедуру регистрации бизнеса, сократить время на выдачу разрешений и оптимизацию налоговой отчетности. Также, по его мнению, существенное значение имеет усиление антикоррупционных мер. В том числе повышение прозрачности госзакупок и внедрение цифровых платформ для взаимодействия бизнеса с властями.

"Еще одним приоритетом должно стать развитие инфраструктуры, особенно в регионах, где уровень ее развития остается недостаточным. Вложения для развития транспортной, энергетической и телекоммуникационой инфраструктур создадут дополнительные стимулы для прихода инвесторов, то есть имеет мультипликативный эффект", – добавил Е. Серікбай.

Кроме этого, он считает, что важную роль играет и активное привлечение капитала в несырьевые секторы экономики. Например, производство высоких технологий, АПК или туризм. Как отметил аналитик, этого можно добиться за счет налоговых льгот, механизмов ГЧП и предоставления других стимулов.

Также собеседник LS дополнительно рекомендует сосредоточиться на повышении квалификации рабочей силы, улучшая систему профобразования и создавая программы обучения, которые соответствуют требованиям международных компаний.

Он напомнил, что, по данным Минпрома, в текущем году запланирован запуск 190 инвестпроектов в стране. Основной объем денег – около 1,2 трлн тенге – направят на развитие обрабатывающей промышленности, включая производство транспорта, бытовой техники и металлургию.

"Ожидается, что эти инициативы окажут положительное влияние на экономическое развитие в регионах и создадут свыше 20 тыс. рабочих мест. В долгосрочной перспективе выход этих проектов на полную мощность позволит увеличить общий объем производства до 2,2 трлн тенге, из которых 800 млрд тенге планируется направить на экспорт", – уточнил он.

На его взгляд, изменения в Налоговом кодексе могут сыграть ключевую роль в формировании более привлекательного инвестиционного климата. Однако их эффективность во многом будет зависеть от содержания и направленности предлагаемых реформ.

"Если поправки будут направлены на снижение налоговой нагрузки, повышение прозрачности и стабильности фискального регулирования, а также на поддержку стратегически важных отраслей экономики, это может позитивно сказаться на инвестиционном климате. В этом контексте реформы должны выступать в качестве стимула для развития предпринимательской активности, а не создавать дополнительные барьеры для бизнеса", – уточнил аналитик.

Также собеседник LS добавил, что увеличение ставки НДС и снижение порога по нему с 78 млн до 15 млн тенге может замедлить деловую активность в стране. Например, привести к росту налоговой нагрузки на МСБ, увеличению цен и снижению покупательной способности населения.

"Безусловно, необходимость совершенствования данной системы существует для увеличения налоговых поступлений и снижения дефицита бюджета, но реализация реформ требует тщательного анализа и подготовки. Важно учитывать потенциальные макроэкономические последствия для минимизации рисков, связанных с ухудшением делового климата и повышением цен. Тем не менее следует учитывать, что эти изменения – лишь один из элементов общей стратегии. Долгосрочное улучшение инвестиционной привлекательности требует системных мер, направленных на устранение институциональных барьеров, развитие инфраструктуры и улучшение деловой среды", – заключил Е. Серікбай. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.