Ненефтяной дефицит Казахстана в 2019 году может увеличиться до 8,4% от ВВП против 7,4% в 2018 году. Такими данными поделились аналитики Halyk Finance, передает LS.
Они напомнили, что во II квартале этого года рост экономики ускорился до 4,4%, несмотря на более низкие цены на нефть и сокращение нефтедобычи. При этом налоговые поступления демонстрировали двузначные темпы роста, что способствовало поддержанию относительной устойчивости госбюджета.
"Расширение ненефтяного дефицита госбюджета до 8,4% от ВВП в текущем году свидетельствует о том, что большие расходы пока не трансформируются в устойчивые структурные изменения в экономике. В свою очередь зависимость госбюджета от нефтяной отрасли сохраняется на высоком уровне", - подчеркнули аналитики.
В Halyk Finance отметили, что в I полугодии этого года ситуация с госбюджетом продемонстрировала положительную динамику: двузначный рост инвестиций, хороший рост оборота торговли, низкий и сокращающийся уровень безработицы при относительно устойчивом росте экономики выше 4% с 2017 года.
Также они напомнили, что внеочередные выборы президента сопровождались масштабным расширением государственных расходов, в особенности, ориентированных на повышение благосостояния населения, что стимулирует внутреннее потребление.
"Общий размер дополнительного пакета мер экономического стимулирования на три года превышает 2,3 трлн тенге или почти 4% от ВВП 2018 года. В результате, меры соцподдержки, в частности - сокращение ИПН для людей с низкими зарплатами, привело к небольшому снижению темпов поступлений по данному налогу в начале текущего года, которое выправилось во II квартале, тогда как поступления по налогам от корпоративного сектора заметно повысились. Ослабление нацвалюты также играло позитивную роль для госфинансов при высокой доле доходов от внешних операций и пока еще невысокой доли внешних обязательств", - пояснили в компании.
Аналитики добавили, что ненефтяные доходы в I полугодии впервые за последние три года немного обогнали поступления нефтяных доходов (14% г/г против 13% г/г) и, кроме того, были выше своих предыдущих значений. Однако доля нефтяных доходов пока не изменилась и соответствует 35% от совокупных доходов бюджета.
По их словам, на волне увеличения бюджетных расходов на антикризисные и имиджевые проекты, расходы госбюджета на обслуживание долга растут опережающими темпами, демонстрируя троекратный рост за последние пять лет (в 1,8 раз быстрее остальных расходов госбюджета). Этому поспособствовала опора на внешние валютные займы и непрерывное ослабление тенге со II квартала 2018 года.
"Попытки снизить ненефтяной дефицит пока ни к чему не привели, в текущем году его размер, по нашей оценке, может вновь увеличиться до 8,4% от ВВП с 7,4% в 2018 году. Проблема видится в том, что государство пытаясь повысить роль несырьевого сектора увеличивает госрасходы на эти цели без должного внимания к эффективности данных трат, как следствие, структура экономики не меняется, а бюджет остается глубоко несбалансированным, что вызывает значительные расходы средств Национального фонда", - заключили в Halyk Finance.