Исключить из законодательства возможность совершать госзакупки из одного источника предложил депутат Валихан Кайназаров, передает корреспондент LS.
Министерство финансов презентовало мажилисменам новый законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора".
"Мой вопрос связан с закупками из одного источника. Вице-министр финансов сказал, что приходят семь-восемь компаний на конкурс, но их заявки отклоняются, и остается одна компания. Поэтому эту норму мы предлагаем исключить, чтобы конкурс проходил как конкурс, а аукцион - как аукцион. Должна быть конкурентная среда", - высказался Кайназаров.
Его также возмутила предлагаемая Минфином норма о субподряде.
"В правительственном варианте говорится, что можно 2/3 объема работ передавать на субподряд. Зачем нам тогда конкурсы? Если передается 2/3, то какую ответственность будет нести выигравшая компания? Также есть вопросы по демпингу и наличию материально-технической базы у компаний, выигравших в тендерах. Вот эти принципиальные вопросы, по которым у нас пока нет согласованной позиции", - подчеркнул депутат.
Он добавил, что не всегда низкая цена – это хорошо. В качестве примера рассказал, что одна компания выиграла конкурс на организацию питания военнослужащих, в два раза занизив цену. При этом качество питания военнослужащих прямо связано с вопросами национальной безопасности.
В свою очередь вице-министр финансов Берик Шолпанкулов для сокращения госзакупок из одного источника предложил установить порог снижения цен.
"По ряду поправок имеются вопросы, которые требуют всестороннего обсуждения. Первое - это вопросы антидемпинговых мер. Так, согласно законопроекту, устанавливается порог, ниже которого снижение цены не допускается. При этом в целях гибкости регулирования данного вопроса размеры порогов предлагается определить на уровне правил", - сказал он.
Второе - поправки, связанные с установлением квалификационных требований, особенно в части обладания материальными и трудовыми ресурсами. Законопроект предлагает упростить требования к участникам закупок и сделать упор не на количественные, а на качественные критерии выбора поставщика, такие как коэффициент налоговой нагрузки, финансовая состоятельность и положительный опыт, то есть репутация. Третье - вопросы, связанные с привлечением субподрядчиков и их предельные объемы. Четвертое - поправки, касающиеся закупок способом из одного источника по несостоявшимся конкурсам.
"Все эти вопросы в основном связаны со сферой строительства, поскольку больше половины госзакупок - это ремонт и строительство школ, больниц, автодорог, инженерных сетей. При этом 80% от всего объема закупок из одного источника приходится, как раз, на эти виды работ. Часто закупки признаются несостоявшимися ввиду того, что к ним допускается только один поставщик, остальные заявки отклоняются. После чего заказчики заключают договор с допущенным участником, который, как правило, представляет заявку с максимальной ценой", - пояснил вице-министр.
По мнению Шолпанкулова, причины массового отклонения заявок по закупкам строительных работ связаны с проектно-сметной документацией, которая требовала предоставления неоправданно большого количества подтверждающих документов. Вместе с тем, учитывая, что сфера строительства относится к лицензионным и в закупках участвуют только компании, имеющие соответствующую лицензию, нет необходимости предоставления документа о наличии материально-трудовых ресурсов. Эта мера позволит значительно сократить необоснованное отклонение заявок участников конкурса, считает он. Соответственно, снизится доля закупок из одного источника.