"Основные финансовые показатели выросли: мы нарастили активы и капитализацию, сохранили сбалансированную платежеспособную клиентскую базу. Результаты 2020 года стали прорывными для развития цифрового банкинга", – подчеркнул он.
Морозов пояснил, что карантинные ограничения форсировали принятое до пандемии решение акционеров о трансформации бизнес-модели и создании отдельного цифрового блока в банке.
"Мы удовлетворены результатами и планируем позитивные технологические изменения по всем направлениям нашего бизнеса. Получать доступ к услугам Евразийского банка станет проще, удобнее и быстрее с помощью удаленных каналов связи, цифровой идентификации, а также через сеть отделений", – сказал он.
Заместитель председателя правления банка Наталья Дружинина добавила, что прирост прибыли достигнут за счет грамотного управления пассивами и активами в период снижения деловой активности из за локдауна, а также прироста доходов от карточных операций, сокращения административно-хозяйственных расходов.
"То есть в период пандемии банкиоказались в ситуации, когда есть деньги, а разместить их некуда. Поэтому мы использовали различные схемы размещения средств, это и межбанковские кредиты и госбумаги и ноты Нацбанка – так утилизировалась излишняя ликвидность", – пояснила она.
Стабильная генерация прибыли банка в 2020 году позволила досрочно сформировать дополнительные провизии в рамках госпрограммы повышения финансовой устойчивости.
Комментируя финансовые показатели банка она сообщила, что чистая прибыль банка за 2020 год составила почти 6,8 млрд тенге (4,5 млрд тенге по итогам 2019 года). При этом пояснила, что без учета дисконта, с которым был продан российский дочерний банк, прибыль выросла вдвое. А это уже позволило увеличить ресурсы на форсированное досрочное закрытие обязательств по государственной программе оздоровления.
"Несмотря на коронакризис нам удалось достаточно выгодно продать свой дочерний московский банк, даже несмотря на дисконт. Если бы не это, то наша прибыль за прошлый год была бы на 2,1 млрд тенге больше", – сказала Дружинина.
Евразийский банк по итогам AQR в 2019 году участвовал в программе оздоровления и его акционеры докапитализировали банк на 4 млрд тенге вместо 3,5 млрд тенге необходимых. Она выразила уверенность в том, что банк досрочно выполнит план мероприятий, разработанный Агентством по регулированию финрынка в рамках AQR. Собственный капитал банка вырос на 10% до 109 млрд тенге, совокупные активы достигли 1,2 трлн тенге (+13%), обязательства – 1,09 трлн тенге. Прибыль на акцию составила 326,6 тенге против 220,7 тенге в 2019 году.
Общий ссудный портфель снизился до 562,4 млрд тенге. Это объясняется карантинными ограничениями и спадом экономической активности.
"По структуре мы в основном розничный банк. В период пандемии более 185 тыс. наших клиентов получили отсрочку по платежам. Из них тех кто ушел в рассрочку, то есть те, которые не смогли платить, оказалось всего 20%. В I квартале этого года оплата стала поступать. В целом, у нас было время на передышку. Мы почистили операционные расходы, пересмотрели внутренние. К тому же у нас оптимальный уровень NPL – в районе 7%. Это очень хороший показатель", – прокомментировала Дружинина.
Дружинина также сообщила, что портфель розничных кредитов с учетом займов индивидуальных предпринимателей в 2020 году уменьшился на 17,5%, до 434,9 млрд тенге в год разгара пандемии. Займы по автокредитованию также уменьшились на 37,1% (объем – 88,7 млрд тенге)
Вместе с тем общее число клиентов, по ее словам, составляет третью по величине финансовую клиентскую базу в Казахстане – около 4 миллионов. В свою очередь база корпоративных клиентов достигла 17,2 тыс. юрлиц.
"Наши клиенты из бизнеса продолжали получать поддержку через многие государственные программы. К примеру, в прошлом году банк осуществил финансирование за счет средств БРК – 598 заемщиков почти на 5 млрд тенге, "Даму" – 241 заемщика на 10,1 млрд тенге, "Казахстанский фонд устойчивости" – два заемщика на 2,1 млрд тенге", – отметила Дружинина.
После презентации финотчетности глава банка Морозов рассказал о планах по разработке новых продуктов. В частности, ожидается запуск новой пластиковой карты для розничного бизнеса и перезапуск мобильного банка. Предположительно, это произойдет в ближайшие несколько недель.
"Мы не ставим цель перенести все услуги в цифровую плоскость. Наша задача давать клиентам возможность использовать продукты как в цифровом формате, так и офлайн", – подчеркнул он.
В заключение встречи Морозов прокомментировал возможность для банка выйти на IPO. По его мнению, об этом пока рано говорить.
"Это вопрос больше к акционерам. Понятно, что если будут хорошие возможности и очередь инвесторов, готовых вкладываться, то мы проведем размещение. Но на сегодняшний день активных планов на этот счет нет, да и потребности в этом тоже", – резюмировал он.