Евразийская интеграция: туманные результаты и неопределенное будущее

Из трех стран-основательниц ТС за 5 лет его существования относительный экономический выигрыш получила только одна – Белоруссия, которая сумела существенно нарастить объемы «внутрисоюзного» экспорта; в то же время объемы взаимной торговли Казахстана и России выросли незначительно

9 сентября 2015 года

Материал подготовлен специально для LS независимым аналитиком Александром Юриным.

Несмотря на то, что с момента создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) минуло всего лишь восемь месяцев, процесс евразийской интеграции имеет значительно более длительную историю. Идея создания ЕАЭС была впервые озвучена главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым во время его выступления в МГУ 29 марта 1994 г. и уже 20 января следующего года правительства России, Белоруссии и Казахстана заключили Соглашение о Таможенном союзе. Однако после «бодрого старта» процесс евразийской интеграции принял крайне вялотекущую форму, причиной чему во многом явилась  неспособность постсоветских элит эффективно взаимодействовать друг с другом. В итоге прообраз ЕАЭС – Таможенный союз (ТС) – начал функционировать лишь 1 января 2010 г. и просуществовал ровно пять лет, после чего был преобразован в ЕАЭС. 

Интеграционные процессы, проходящие на постсоветском пространстве, по мере их развития воспринимались в Казахстане все более и более неоднозначно. Фактически одновременно с образованием ТС в публичном пространстве Казахстана появились два противоборствующих лагеря всевозможных экспертов и просто «неравнодушных» граждан, между которыми время от времени вспыхивают достаточно жаркие споры, связанные с различными аспектами интеграционных процессов. Эти споры фактически никогда не утихают до конца: бурные дискуссии и разгораются с новой силой после любого, порой даже незначительного «информационного вброса».

К сожалению, дискуссии на тему евразийской интеграции ведутся их участниками преимущественно в «идеологическом» русле, а сами участники очень редко подкрепляют свои доводы статистическими данными или экономическими расчетами. В то же время обвинять в чем-то социально активных казахстанцев, интересующихся темой интеграции, будет крайне несправедливо, так как они зачастую пытаются составить собственное мнение о происходящих процессах в ситуации почти полного информационного вакуума. Как бы ни парадоксально это звучало, но ЕАЭС, оказывающий непосредственное влияние на экономику Казахстана и других стран-участниц, является для их граждан во многом своеобразной TerraIncognita.

Подобная ситуация сложилась во многом в силу информационной политики, проводимой официальными властями стран-участниц и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), которая является центральным исполнительным органом ЕАЭС. Так, фактически вся официальная информация о ЕАЭС сводится либо к набору уже порядком избитых и несколько поднадоевших клише об «общем рынке в 170 (175, 180…) млн. потребителей», «15% мировой суши» и т.п., либо к описанию каких-либо отдельных успешных проектов на «интеграционной ниве». При этом официальные документы ЕЭК не дают целостного представления о результатах деятельности ТС/ЕАЭС и о том, в каком направлении движется эта организация.

Более всего настораживает тот факт, что при создании ЕАЭС официальными органами фактически не было озвучено никаких комплексных оценок результатов деятельности его предшественника – ТС. Закономерно складывается впечатление, что ЕАЭС создавался без проведения «работы над ошибками», допущенными в годы деятельности ТС.  В то же время в результате даже поверхностного рассмотрения таможенной статистики стран-участниц ТС мы можем сделать несколько неожиданные выводы, связанные как с перспективами функционирования ЕАЭС, так и с текущим состоянием интеграционных процессов в «евразийском формате».

В комментариях официальных лиц по вопросам функционирования ТС всегда подчеркивался тезис о формировании общего рынка стран-участниц. По логике, снятие таможенных барьеров должно давать преимущества производителям продукции всех стран-участниц интеграционного объединения за счет роста возможностей для реализации продукции на рынках всех стран-партнеров.

Действительно, в первые годы функционирования ТС снятие таможенных барьеров вполне закономерно стало катализатором роста взаимной торговли внутри ТС. Ее объем, который согласно методологии ЕЭК рассчитывается на основе экспорта[1], увеличился в 2010 году в сравнении с 2009 годом на 29,1% и составил $47,1 млрд. При этом в 2010 г. наибольшими (66,6%) темпы прироста объемов экспорта в страны ТС были у Казахстана, результаты же Белоруссии и России были несколько скромнее и составили 48,2% и 18,7% соответственно.

Рост объемов взаимной торговли внутри ТС продолжился вплоть до 2012 года, по итогам которого он составил в абсолютном выражении $67,6 млрд, однако уже 2013 г. стал наблюдаться спад. Наконец, прошлый год стал для ТС откровенно провальным: объем взаимной торговли стран-участниц в абсолютном выражении по результатам 2014 г. снизился до $58,5 млрд, что приблизительно на 4,6 млрд. долл. ниже уровня 2011 г. При этом доля взаимной торговли[2] в совокупной торговле стран-участниц ТС снизилась с 12,7 % в 2012 году до 11,9%, что даже ниже, чем уровень 2010 (см. график). 

Внешняя торговля стран ТС в 2010 – 2014 гг.

(млрд. долл.)

tablica

Источник: ЕЭК, расчеты автора

Примечания:

1) Раздел «Статистика внешней и взаимной торговли» сайта ЕЭК содержит данные по объемам внешней торговли за 2011 – 2014 гг., причем кроме абсолютных значений представлено также сравнение показателей внешней торговли отчетного периода с аналогичными показателями предыдущего периода. Данные за 2010 г. получены из соответствующей таблицы, датируемой 2011 г.

2) Таблицы из подраздела «Внешняя торговля с третьими странами» за 2011 и 2012 гг. озаглавлены как «Итоги внешней торговли ТС и ЕЭП со всеми странами», а аналогичные таблицы за 2013 и 2014 гг. – как «Итоги внешней торговли ТС и ЕЭП с третьими странами». Сопоставление таблиц, датированных 2012 и 2013 гг., позволяет сделать заключение, что в обоих случаях имеются в виду суммарные объемы торговли стран ТС со странами, не входящими в объединение. Таким образом, наименование соответствующих таблиц за 2010 и 2011 гг., по-видимому, не соответствует их содержанию.

3) На сайте ЕЭК опубликовано решение Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 г. № 127, в соответствии с п. 3 которого надлежит «одобрить метод расчета показателя «Объем взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» путем суммирования объемов экспорта товаров государств – членов ТС и ЕЭП во взаимной торговле». В то же время в материалах ЕЭК под объемом внешней торговли с третьими странами подразумевается совокупный торговый оборот (сумма экспорта и импорта), что делает несопоставимыми показатели внешней торговли стран ТС с третьими странами и показателей взаимной торговли внутри ТС в том виде, в каком они приведены на сайте ЕЭК. По логике, объем экспорта из одной страны ТС в две другие страны, входящие в это объединение, должен отражаться в таможенной статистике последних как соответствующий объем импорта. В связи с этим для более корректного сопоставления этих показателей оценка объема взаимной торговли стран ТС производится в данном случае путем увеличения в два раза показателя взаимной торговли, рассчитанного по методологии ЕЭК. В то же время следует оговориться, что данная оценка является достаточно грубой в силу того, что общепринятая методология предполагает различные подходы к учету стоимости экспорта и импорта.

Примечательным является тот факт, что после беспрецедентного (приблизительно на 2/3) роста объемов экспорта из Казахстана в страны ТС в 2010 г. и достаточно высоких темпов роста в 2011 году, этот показатель внешнеэкономической деятельности стал снижаться уже в 2012 г. По результатам 2014 г. ситуация стала выправляться: объем экспорта из Казахстана в страны ТС по результатам прошлого года $6,45 млрд. В то же время согласно данным ЕЭК, в период с 2010 по 2014 гг. наблюдалось падение удельного веса казахстанского экспорта во взаимной торговле стран ТС с 12,7% до 11,1%.

По результатам 2010 – 2014 гг. в рамках ТС наиболее успешной оказалась Белоруссия, которой удалось нарастить объемы экспорта в Казахстан и Россию с $10,4 млрд в 2010 году до $17,7 млрд в 2013 г., лишь в 2014 г. объемы поставок белорусской продукции в страны ТС снизились до $16,1 млрд. При этом вклад Белоруссии в объем взаимной торговли стран ТС, рассчитанный на основании экспорта, вырос с 22,1% в 2010 до 27,4% в 2014 году.

Что касается России, то она продемонстрировала по итогам пяти лет функционирования ТС «средний результат»: ее объем экспорта в две другие страны-участницы ТС вырос с $30,7 млрд в 2010 году до $44,5 млрд в 2012 году. Однако впоследствии тенденция изменилась и уже по результатам 2014 г. объем экспорта из России в страны ТС снизился до $36 млрд, что существенно ниже уровня, достигнутого в 2011. Кроме того, по итогам пяти лет снизился удельный вес российского экспорта во взаимной торговле стран ТС: если в 2010 году он составлял приблизительно 65,2%, то по итогам 2014 он снизился до 61,5% (см. график). 

Вклад стран ТС во взаимную торговлю с точки зрения экспорта

в 2010 – 2014 гг.

(млрд. долл.)

tablica

Источник: ЕЭК, расчеты автора

Примечание:

Темпы прироста объемов экспорта за 2010 г. отражен так, как он приведен на сайте ЕЭК. Значение темпов прироста в 2011 – 2014 гг. рассчитаны на основании данных ЕЭК, характеризующих объемы экспорта в абсолютном выражении.

Несколько иная картина наблюдается при рассмотрении взаимной торговли стран ТС с точки зрения импорта: спрос на товары внутри ТС в 2010 – 2014 годах генерировался преимущественно Белоруссией. В 2010 – 2012 и 2014 период импорт Белоруссии составлял порядка 40% в структуре совокупного импорта внутри ТС, лишь в 2013 его доля снижалась до 35,7%. Однако уже в 2014 году этот показатель вырос до 38,1%. При этом в 2010 – 2012 годах также наблюдался рост поставок товаров из стран ТС в Белоруссию в абсолютном выражении: объем импорта достиг максимума в 2012 года и составил $27,7 млрд. В то же время необходимо отметить, что значительная часть  импорта Белоруссии (приблизительно половина по итогам 2014 г.) – это импорт нефти и газа из России.

Импорт продукции Россией и Казахстаном из стран-партнеров по ТС существенно вырос в 2010 – 2013 годы в абсолютном выражении, составив по итогам 2013 года $22,7 и $18,7 млрд соответственно. Однако в 2014 г. «внутрисоюзный» импорт России и Казахстана снизился, причем в случае Казахстана наблюдалось самое значимое снижение объемов импорта (с 18,7 до $14,6 млрд) из стран-партнеров по ТС (см.график).

Вклад стран ТС во взаимную торговлю с точки зрения импорта

в 2010 – 2014 гг.

(млрд. долл.)

tablica

Источник: ЕЭК, расчеты автора

Примечание:

Темп прироста объемов импорта за 2010 г. отражен так, как он приведен на сайте ЕЭК. Значение темпов прироста в 2011 – 2014 гг. рассчитаны на основании данных ЕЭК, характеризующих объемы импорта в абсолютном выражении.

Наиболее высокую вовлеченность в торговые отношения внутри ТС продемонстрировала Белоруссия, которая импортирует свыше 50% товаров из стран-партнеров и экспортирует свыше 40% товаров в страны ТС (55% и 44,5% по итогам прошлого года соответственно).

Доля товаров, импортируемых Казахстаном из стран-партнеров также велика, однако экспорт из Казахстана в страны ТС в 2010 – 2014 гг. не превышал 1/10 от совокупного объема экспорта страны. При этом удельный вес «внутрисоюзной» торговли в совокупном экспорте и импорте Казахстана за годы функционирования ТС неуклонно снижался: доли «внутрисоюзного» экспорта и импорта в совокупном экспорте и импорте Казахстана снизились с приблизительно 10% и 41,4% в 2010 г. до 8,1%  и 35,3% в 2014 г. соответственно. 

Вовлеченность России в процесс взаимной торговли внутри ТС остается весьма низкой – вклад торговли с Белоруссией и Казахстаном в ее совокупный экспорт и импорт за годы функционирования ТС менялся незначительно и по результатам прошлого года едва превысил 7%. Таким образом, вовлеченность России в процессы взаимной торговли в рамках ТС значительно ниже, чем у Белоруссии и Казахстана (см. график).

 

Доли взаимной торговли стран ТС в их совокупной внешней торговле

в 2010 – 2014 гг.

 

tablica

tablica

Источник: ЕЭК, расчеты автора

Примечание:

Показатели долей «внутрисоюзного» экспорта и импорта были рассчитаны с использованием табличных данных  подраздела «Внешняя торговля с третьими странами» сайта ЕЭК. Соответствующие таблицы за 2011 и 2012 гг. озаглавлены как «Итоги внешней торговли ТС и ЕЭП со всеми странами», а аналогичные таблицы за 2013 и 2014 гг. – как «Итоги внешней торговли ТС и ЕЭП с третьими странами». Сопоставление таблиц, датированных 2012 и 2013 гг., позволяет сделать заключение, что в обоих случаях имеются в виду суммарные объемы торговли стран ТС со странами, не входящими в объединение. Таким образом, наименование соответствующих таблиц за 2010 и 2011 гг., по-видимому, не соответствует их содержанию.

В целом же данные, опубликованные на сайте ЕЭК, свидетельствуют о том, что ТС оказался не самым удачным проектом с точки зрения стимулирования взаимной торговли. Из трех стран-основательниц ТС за пять лет его существования относительный экономический выигрыш получила только одна – Белоруссия, которая сумела существенно нарастить объемы «внутрисоюзного» экспорта; в то же время объемы взаимной торговли Казахстана и России выросли за пять лет функционирования ТС незначительно.

Продолжение материала читайте здесь - Евразийская интеграция: туманные результаты и неопределенное будущее. Часть 2

[1] Согласно методологии ЕЭК, под объемом взаимной торговли подразумевается объем экспорта в страны партнеры (решение Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 г. № 127).

[2]В материалах ЕЭК под объемом внешней торговли с третьими странами подразумевается совокупный торговый оборот (сумма экспорта и импорта), что делает несопоставимыми показатели внешней торговли стран ТС с третьими странами и показателей взаимной торговли внутри ТС в том виде, в каком они приведены на сайте ЕЭК. По логике, объем экспорта из одной страны ТС в две другие страны, входящие в это объединение, должен отражаться в таможенной статистике последних как соответствующий объем импорта. В связи с этим для более корректного сопоставления этих показателей оценка объема взаимной торговли стран ТС производится в данном случае путем увеличения в два раза показателя взаимной торговли, рассчитанного по методологии ЕЭК. В то же время следует оговориться, что данная оценка является достаточно грубой в силу того, что общепринятая методология предполагает различные подходы к учету стоимости экспорта и импорта. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.