Хуже быть не может – эксперт об остановке Каспийского трубопроводного консорциума

Между тем в Минэнерго рассказали об альтернативных маршрутах экспорта нефти

7 июля 2022 года

Около $300-500 млн могут составить прямые потери Казахстана в случае, если Каспийский трубопроводный консорциум остановится на 30 дней. Такое мнение LS озвучил экономист Алмас Чукин.

Он пояснил, что в апреле из-за технической аварии, по оценкам министра энергетики Болата Акчулакова, Казахстан потерял около $300 млн, что можно наверстать за год.

"Сейчас примерно такие же потери, даже больше, так как речь идет о полной остановке. Если говорить о последствиях, хуже ничего не может быть для Казахстана. Представьте, что в стране произошла авария и 80% казахстанской нефти остановились на месяц. Сейчас может быть по сути то же самое, только вся нефтяная промышленность в порядке", – заметил Чукин.

Эксперт добавил, что добычу нельзя останавливать, так как это непрерывное производство.

Он также предположил, что решение суда является политическим.

"Получилось наказание без вины. Комиссия приехала и сказала "план подготовки к возможной аварии – неправильный, нужно доработать" и дала время до ноября. Потом Ространснадзор пошел в суд сказал, что нужно сейчас остановить", – высказался собеседник LS.

Говоря о перенаправлении маршрута экспорта, Чукин пояснил, что данный вопрос решается не за один год.

"Из 65-67 млн тонн в год на КТК приходится около 50 млн тонн. Можно найти, как перенаправлять 20 млн тонн, но останется еще 30-40 млн тонн. Если через Каспий быстро наладим порты, купим танкеры, технически трубопровод Бакинский может принять 20 млн тонн. Но для этого необходимо построить приемные устройства, огромное количество резервуаров, чтобы танкер мог слить. Просто так перелить из одного в другое невозможно. Это серьезнейшая проблема. В принципе, большую часть можно сделать за два-три года, если вложить миллиарды долларов и заняться прям сейчас этим", – заключил Чукин.

В свою очередь эксперт Олжас Байдильдинов отметил, что паниковать пока рано, несмотря на то, что ситуация непростая.

"Альтернатив КТК у нас нет, это самый короткий и недорогой способ транспортировки нефти из Казахстана в Европу. В консорциуме КТК 11 акционеров, нефть в основном добывают и транспортируют наши гиганты – Тенгиз, Карагачанак и Кашаган, которые также контролируются европейскими и американскими  компаниями. Будем надеяться, что решение будет найдено", – высказался Байдильдинов.

Он отметил, что любая добывающая и транспортирующая инфраструктура имеет мощности по временному хранению. Это необходимо для обеспечения бесперебойной работы.

"Официальной информации о наполнении хранилищ и приостановке добычи в РК еще не было. Значит, нефть добывают в тех же объемах. Тем более по среднесуточной добыче мы наоборот сейчас растем. Пока это не сказывается на добыче. Отгрузка из морского терминала, насколько я понял, продолжается", – заметил эксперт.

Между тем в министерстве энергетики, отвечая на вопросы LS об альтернативных маршрутах, пояснили, что в КТК планируется устранить узкие места нефтепровода до 2023 года. В результате мощность трубы вырастет до 81,5 млн тонн в год, включая казахстанский участок – до 72,5 млн тонн в год.

В то же время в рамках дальнейшей диверсификации экспорта Казахстанской нефти прорабатываются данные альтернативные маршруты казахстанской нефти:

- порт Баку (Азербайджан), далее по трубопроводу "Баку – Тбилиси – Джейхан" (БТД) и порт Батуми (Грузия);

- порт Нека (Иран).

Также ведется проработка по вопросам расширения некоторых участков маршрута Атырау – Кенкияк – Кумколь – Атасу – Алашанькоу с целью увеличения экспортных объемов казахстанской нефти в направлении Китая.

"Структура экспорта нефти по экспортным маршрутам будет зависеть исходя из экономической привлекательности и эффективности каждого маршрута для казахстанских грузоотправителей", – пояснили в Минэнерго.

В ведомстве также заверили, что на данный момент экспорт казахстанской нефти через КТК осуществляется в штатном режиме. 

Тем временем, по данным Energy Analytics, в 2021 году казахстанскую нефть экспортировали в четырех направлениях. В том числе на КТК пришлось 53 млн тонн (79%), на Атырау – Самара – 12 млн тонн (18%), через порт Актау – 2 млн тонн (3%), на Атасу – Алашанькой – 1 млн тонн (более 1%).

Ранее министр энергетики Болат Акчулаков рассказал о возможностях альтернативных маршрутов экспорта черного золота.   

Напомним, в КТК сообщили о решении суда остановить производство на 30 дней. В то же время в компании направили ходатайство об отмене решения суда.

Экспортные маршруты казахстанской нефти

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.