Надзор за пищевой безопасностью могут возложить на Минсельхоз

В настоящее время этим занимается Минздрав 

6 февраля 2018 года

В Казахстане предложили определить единого оператора, который бы имел полномочия проверять производителей продуктов питания. Об этом заявил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, передает корреспондент LS.

Глава ведомства предложил разграничить полномочия по контролю за качеством продукции, которая поступает на рынок Казахстана.

"Функция по госконтролю была в свое время передана в Минздрав, который в настоящее время проверяет преимущественно пищевую продукцию, промышленная продукция осталась частично вне контроля", - заявил Касымбек.

Он предложил Минздраву отдать госконтроль за пищевой и другой продукцией в части соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований. А министерству по инвестициям и развитию поделиться госконтролем за промышленными товарами на стадии обращения продукции. 

Касымбек также отметил, что до конца I квартала 2018 года будет подготовлена концепция проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам технического регулирования". В нем будут закреплены основные подходы в проведении госконтроля.

"Во-первых, необходимо обеспечить прослеживаемость продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Для этого будет сформирован компонент по безопасности продукции в Национальной системе прослеживаемости товаров. Во-вторых, установить соразмернную ответственность, согласно причиненному ущербу через КоАП или УК. В-третьих, определить объектом контроля саму продукцию, а не субъект предпринимательства, как сейчас происходит у нас. Исходя из этого, будут решаться вопросы отзыва или уничтожения несоответствующей продукции полностью со всей сферы обращения, а не от конкретного реализатора, который в определенный момент нарушил требования законодательства", - пояснил министр.

По словам главы ведомства, сегодня в Казахстане каждый пятый техрегламент не работает. Из действующих 78 технических регламентов на различные виды продукции 17, или 21%, никак не проверяются.

В свою очередь заместитель министра сельского хозяйства Арман Евниев пояснил, для чего необходимо передать пищевой контроль в Минсельхоз.

"Назрела необходимость определения единого госоргана по вопросам обеспечения безопасности продовольствия. Мы не используем в полной мере данный механизм в качестве защиты внутреннего рынка от опасной и фальсифицированной импортной продукции. Так, например, завозимое замороженное мясо птицы зачастую несколько раз перезамораживается, что делает его опасным. Не только опасным, но и дорогим, так как накачивается водой, другими наполнителями для увеличения массы", - сказал он.

В качестве еще одного примера Евниев привел фальсификации сливочного масла.

"На производство одного килограмма в соответствии с техническими условиями необходимо не менее 22 литров молока. Если посчитать по себестоимости, то килограмм такого масла должен стоить не менее 2750 тенге. Вместе с тем анализ показывает, что за 11 месяцев 2017 года объем ввезенного импортного масла составил 1858 тонн на сумму $8,6 млн, что в среднем составляет 1514 тенге за килограмм. То есть практически в два раза дешевле. Это говорит о том, что при производстве этого масла используются дешевые заменители молочного жира, такие как пальмовое, кокосовое масло. И по вкусовым качествам мы это чувствуем. Поэтому люди предпочитают брать уже проверенных наших производителей", - пояснил замглавы Минсельхоза.

Как он подчеркнул, в результате из-за слабого контроля такая продукция снижает конкурентоспособность продукции отечественного производства, а все меры господдержки делает малоэффективными.

"Поэтому в целях проведения скоординированной и эффективной работы по усилению госконтроля за всей пищевой продукцией, за исключением питьевой воды, пищевых и биологически активных добавок, пищевой продукции специального назначения, а также обеспечения их прослеживаемости по принципу "от фермы до стола", единым уполномоченным органом предлагается определить министерство сельского хозяйства", - аргументировал Евниев.

В заключение он сослался на опыт таких стран, как Канада, Франция, Литва, Австралия, США, Китай.

"В данных странах контроль осуществляет один госорган. Предлагаемые меры потребуют внесения изменений в законодательство в части передачи функций, и в случае одобрения правительства мы готовы инициировать данные изменения", - резюмировал Евниев.

При этом премьер-министр Бакытжан Сагинтаев ответил на предложения министров.

"Мы это обсуждали, но вопрос, наверное, не в том, что если контроль будет переходить из одного госоргана в другой, ситуация изменится. Надо понять вначале, что мешает. Почему контроль не осуществляется? Может, усовершенствовать надо будет? Может, где-то недорабатываем. И если мы переводим на другой госорган, то это тоже надо будет проанализировать. В итоге не получится ли усиление со стороны контролирующих органов на бизнес? Самый легкий метод - передать из одного госорган в другой госорган контрольные функции", - подвел он итог.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.