В Казахстане приняли Дорожную карту по развитию машиностроения, передает LS.
Как сообщили в министерстве индустрии инфраструктурного развития (МИИР), документ был утвержден распоряжением премьер-министра Аскаром Маминым от 26 июня 2019 года.
Дорожная карта по развитию машиностроения рассчитана на 2019-2024 годы. В министерстве отметили, что документ был разработан совместно с Союзом машиностроителей Казахстана.
"Главной целью документа является повышение конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала отрасли", - подчеркнули в ведомстве.
Так, начиная с 2010 года по 2018 год повысилась значимость машиностроения в обрабатывающем секторе страны. По их данным, объемы производства составили в машиностроении - 1 трлн тенге, в черной металлурги – 1,7 трлн тенге.
При этом в программе отмечается, что будут введены налоговые преференции для предприятий работающих в этой отрасли в обмен на встречные обязательства. В частности, мерами экономического стимулирования является применение нулевой ставки НДС к обороту по реализации отечественной машиностроительной продукции, и понижение ставок по КПН до 8%.
Перед бизнесом, согласно новой концепции ставят следующие задачи, как увеличение объемов производства и его модернизация. Также предприниматели должны освоить новые виды продукции и локализовать ее на внутреннем рынке. Кром того, им не обходимо создавать рабочие места и планировать выход на экспорт.
Согласно прогнозу министерства, к 2024 году объем производства увеличится в два раза и составит 2 трлн тенге, а на втором этапе реализации Дорожной карты это показатель вырастет в 3,5 раза и достигнет 3,5 трлн тенге. Между тем отмечается, что в 2018 году объем производства равнялся 1 трлн тенге. В МИИР также добавили, что объем производства в отрасли за период январь – апрель 2019 год составил 359,4 млрд. тенге, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выше на 19,8%. Доля в обрабатывающей промышленности составила 11%, в общей промышленности Казахстана 4%.
Кроме того, ожидается, что производительность труда в этой отрасли на первом этапе к 2024 году вырасте в два раза, а на втором этапе в 2030 году - в 3,3 раза.Что касается экспорта, то и здесь ожидается положительная динамика. Так, согласно новой концепции, прогнозируется что, в 2024 году объем экспорта составит $864 млн, а в 2030 году - $1,08 млрд.
Вместе с тем, одним из основных пунктов дорожной карты является принятие закона "О промышленной политике".
"Это позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, систематизирует и упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности. Инвесторы получат дополнительные стимулы для реализации проектов в обрабатывающих отраслях промышленности. Кроме того, будет создан фонд развития промышленности при министрстве. Такие фонды успешно работают в России, Беларуси и странах ОЭСР. Эффективность деятельности фондов обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности сконцентрирована в одной организации, имеется четкий мониторинг и анализ эффективности государственной поддержки", - пояснили в ведомстве.
Помимо этого, ожидается запуск литейного производства в ключевых для отрасли регионах Казахстана. В частности, проработка вопроса по созданию пяти базовых предприятий по производству литья, поковок и штамповок для машиностроения с территориальным расположением Север, Юг, Восток, Запад, Центр на базе действующих предприятий или через создание новых производств.
Напомним, что в Казахстане полным ходом идет строительство двух предприятий по сборке авто. Так, в течение двух лет в Усть-Каменогорске ожидается запуск машиностроительного комплекса за $70 млн. Как сообщил глава союза "КазАвтоПром" Олег Алферов, это будет производство полного цикла, которое в рамках первой очереди позволит выпускать свыше 60 тыс. авто в режиме сварки и окрашивания кузова. Глава союза отметил, что проект в среднем окупится в течение 12-15 лет. При этом он заметил, что этот срок напрямую зависит от состояния отечественного рынка, банковской системы и валютного сектора. Что касается сбыта, то авто, собираемое в комплексе, будет реализовываться не только на внутреннем рынке.
Между тем второй завод по производству легковых авто за 25 млрд тенге начали строить в Алматы. Проект реализует компания "Астана Моторс" при поддержке министерства индустрии и инфраструктрурного развития (МИИР) в Алматы. Мощность предприятия на первом этапе составит 30 тыс. авто в год, на втором этапе – увеличится до 45 тыс.