Логистические компании смогут получить с е-торговли более 1 трлн тенге

Увеличение прибыли связано с ростом электронной торговли и открытием бондовых складов

20 мая 2021 года

Доход логистических компаний Казахстана вырастет до 1,27 трлн тенге к 2025 году за счет электронной торговли. Такие планы озвучили в министерстве торговли и интеграции, передает LS.

Согласно информации ведомства, Казахстан планирует создавать бондовые склады, на которые в мире приходится в среднем 10-30% товарооборота стран. Ожидается, что за счет этого в Казахстане будет эффективнее задействована складская инфраструктура, созданы дополнительные рабочие места для обработки заказов на складах, а также увеличены бюджетные поступления от таможенных пошлин. Вместе с тем за счет возможностей для перенаправления объемов интернет-посылок через территорию Казахстана от общего объема перевозки в Европу логистические компании Казахстана к 2025 году смогут получить доходы от 132 млрд до 1,27 трлн тенге.

Доля электронной торговли в общем объеме розницы вырастет с 9,7% в 2020 году до 15% в 2025 году.

При этом, по информации Минторговли, в прошлом году объем рынка интернет-продаж вырос в 1,7 раза, до 1,1 трлн тенге. Количество покупателей в электронной торговле выросло на 20% до 3,8 млн покупателей. На рынке работает более 650 интернет-магазинов. По данным Нацбанка, количество безналичных транзакций увеличилось в 2,4 раза до 2,9 млрд операций на 35,3 трлн тенге.

По информации Минторга, в сфере торговли существуют несколько направлений цифровизации, связанных с работой с потребителями. Они включают все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки. В логистике – от производителя до потребителя.

"Развитие электронной торговли будет происходить за счет создания благоприятной экосистемы для всех ее участников, а также обеспечения вовлеченности малого и среднего бизнеса в электронное партнерство с отечественными и международными электронными торговыми площадками", – отметили в ведомстве.

В целом, согласно "Концепции развития торговой отрасли", планируется увеличить объем несырьевого экспорта товаров и услуг в 2025 году до $41 млрд. Производительность труда выросла на 11,8% по сравнению с 2019 годом. Инвестиции в основной капитал вырастут на 40%, а доля теневой экономики упадет до 5%. Биржевая торговля вырастет до 14% от общего объема торговли.

Развитие электронной торговли будет происходить в двух направлениях. Это стимулирование развития электронной торговли как инструмента продвижения отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке. А также развитие электронной торговли как инструмента выхода отечественных производителей товаров и услуг на экспорт.

Между тем, согласно информации ЕЭК, особенно актуальным вопрос цифровой трансформации логистики стал в период пандемии 2020 года. Применяемые в данном вопросе технологии смогли нивелировать влияние негативных факторов на экономическую активность. Предприятия смогли продолжать деятельность в дистанционном режиме.

Вместе с тем растет необходимость дальнейшего расширения бизнес-процессов, большего охвата цифровизацией услуг, обмена данными, переводимых в онлайн-формат.

В настоящее время во всех государствах – членах ЕАЭС приняты программные документы, направленные на развитие цифровой повестки.

В Армении разработана "Повестка цифровой трансформации до 2030 года". В нем отмечается цифровой скачок в 2018-2020 годы, цифровое ускорение – в 2020-2025 годах, развитие на основе цифровизации – в 2026-2030 годах.

В Беларуси принят декрет "О развитии цифровой экономики", за счет которого создаются условия для привлечения мировых IT-компаний. Ожидается, что годовая выручка IT-сектора страны должна увеличиться с $1 млрд в 2017 году до $4,7 млрд в 2030 году.

В Кыргызстане принята общенациональная программа цифровой трансформации "Таза Коом", нацеленная на использование потенциала индустрии данных, технологий, цифровой инфраструктуры для улучшения уровня жизни людей, создания новых экономических возможностей и "процветающего общества".

В России действует программа "Цифровая экономика РФ", направленная на комплексное и системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни. Выделены пять основных направлений на период до 2024 года: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, информационная безопасность.

В Казахстане же работает программа "Цифровой Казахстан". Помимо этого, в 2021 году на развитие транспортной инфраструктуры планируется направить более 100 млрд тенге.

Проекты запланированы в сферах автомобильного, авиа, железнодорожного и водного транспорта. Будет задействовано и создано не менее 100 тыс. рабочих мест. В целом же в транспортной отрасли до 2025 года будет создано 550,7 тыс. рабочих мест.

На развитие автомобильных дорог в 2021 году запланировано 121,3 млрд тенге. Из них 60,3 млрд тенге – за счет внешних займов, 51,2 млрд тенге – внутренних источников, 9,8 млрд тенге – софинансирования внешних займов республиканского бюджета. Ремонт и улучшение автодорог потребуют 91,1 млрд тенге.

По информации МИИР, в текущем году работами будет охвачено 6 тыс. км автодорог. Из них на республиканской сети – 4,7 тыс. км. Будут сданы в эксплуатацию 2,2 тыс. км.

В том числе в сфере транслогистики будут приведены в порядок Талдыкорган – Усть-Каменогорск (768 км),  Караганда – Балхаш (363 км), Балхаш – Бурылбайтал (120 км), Бурылбайтал – Курты (166 км), Кандыагаш – Макат – Атырау (357 км), Атырау – Астрахань (60 км), Калбатау – Майкапшагай (1336 км), Мерке – Бурылбайтал (262 км).

Также откроется движение на 1,2 тыс. км: Балхаш – Бурылбайтал – Курты (230 км), Калбатау – Майкапшагай (249 км), Актобе – Кандыагаш (95 км), Атырау – Астрахань (217 км), Ушарал – Достык (154 км), Костанай – Денисовка (114 км), Павлодар – Семей (10 км), обход Шамалган (7 км), Курты – Капшагай (67 км), Петропавловск – граница РФ (31 км), Узынагаш – Отар (36 км).

Помимо этого, на 5,8 тыс. км автодорог будет запущена система взимания платы.

В результате ожидается, что 66% объектов дорожного сервиса будут соответствовать национальным стандартам.

В сфере железнодорожного транспорта начнется модернизация участка Достык – Мойынты протяженностью 800 км.

На развитие гражданской авиации и воздушного транспорта будет выделено 4,1 млрд тенге.

Вместе с тем совместно с частными инвестициями продолжатся строительство нового терминала аэропорта Шымкента, реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта Уральска. Также начата реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропортов Усть-Каменогорска, Урджара, планируется реконструкция ВПП, рулежной дорожки и перрона Ушарала.

На развитие и содержание водного транспорта и инфраструктуры в 2021 году будет направлено 13,7 млрд тенге.

По информации МИИР, ожидается открытие контейнерной линии Актау – Туркменбаши (10 тыс. дфэ в год), автопаромного сообщения Курык – Анзали (Иран), 2 тыс. грузовых АТС в год)). Также будут развиваться речные перевозки Павлодар – Ханты-Мансийск (300 тыс. тонн. Грузы: щебень, стройматериалы – туда, лес – обрастно). Будут возобновлены перевозки между портами Атырау и Астрахань (порядка 100 тыс. тонн в год), развиты внутренние перевозки (1,3 млн тонн в 2021 году), построены 12 судов технического флота для обслуживания участков на реке Иртыш (ВКО и Павлодарская область).

Ожидается, что в результате реализации проектов транзитные перевозки на железнодорожном транспорте вырастут до 23,1 млн тонн, на автомобильном – до 2,2 млн тонн.

Доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии достигнет 90%, областного и районного значения – 75%.

Также в 2025 году ожидается довести общий объем годового транзита грузов через территорию Казахстана до 30 млн тонн. В текущем году этот показатель составит более 23 млн тонн.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.