Для казахстанского урана готовят новые экспортные маршруты. LS узнал у "Казатомпрома" подробности.
Как сообщили LS в нацкомпании, портфель продаж с точки зрения географии и клиентов продолжит диверсифицироваться. При этом общая доля каждого региона (Азия, Европа и Америка) останется примерно на том же уровне.
"Все заявления о том, что якобы мы будем продавать только в Россию и Китай, не соответствуют действительности", – уточнили в КАП.
В то же время, по информации нацкомпании, на данный момент прорабатывается дополнительная ветка Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), где вместо порта Поти (Грузия) будет использоваться порт Мерсин (Турция). Тогда материал сможет поступать в Средиземное море напрямую, а не через Черное море.
Как уточнили в нацкомпании, Каспий является технически сложным как раз из-за того, что там больше перевалочных пунктов: порт Актау, порт Баку, порт Поти.
Несмотря на это, данный путь активно используется: в 2023 году 64% всех отгрузок урана из Казахстана в западные страны приходились на Каспий.
В сторону Азии рассматривается транзитный маршрут через порт Шанхай (Китай). Но на данный момент рано говорить о сроках, так как сейчас ведется комплексная работа с различными органами КНР по данному вопросу.
Вместе с тем, как заверили в КАП, мощности портов и наличие морских судов полностью обеспечивают потребность в экспорте продукции. Также продолжается транспортировка через Россию, так как отсутствуют ограничения на перевозку урана в Евросоюз или страны Северной Америки. В связи с этим, по информации нацкомпании, нет существенных трудностей при поставках товара в данные части света.
Между тем в 2023 году Казахстан реализовал 18,1 тыс. тонн данного товара, из них 14,9 тыс. приходится на долю нацкомпании. В Америку экспортировано 26% урановой продукции и 19% U3O8 (закись-окись урана), на Азию пришлось 45% и 49% соответственно, на Европу – 29% и 32% соответственно.
Согласно инфографике LS, за четыре месяца этого года продажи отечественного сырья за рубежом выросли в 1,7 раза по сравнению с тремя годами ранее и достигли 5,6 тыс. тонн, или $878,4 млн. Основными импортерами стали Китай – 2,4 тыс. тонн (+3,7 раза), Россия – 1,2 тыс. тонн (-17,6%), Франция – 905 тонн (+четыре раза) и США – 720,7 тонны (+25,5 раза). А 223,7 тонны ушло в Канаду (-2,1 раза).