Дифференцированная ставка НДС не станет компромиссным решением. Таким мнением с LS поделилась управляющий директор AERC Евгения Пак.
"Напомню, глава государства отметил, что отказывался ранее от публичных комментариев по вопросам налогообложения, поскольку каждое его слово воспринимается как прямое руководство к действию. И это действительно широкая институциональная проблема в нашей стране. У нас редко проводится критический анализ заявлений главы государства", – отметила экономист.
Однако, по мнению Пак, в данном случае Токаев подчеркнул, что его высказывание по поводу возможного введения дифференцированной ставки НДС является личным мнением, и окончательное решение должно учитывать позиции бизнеса, экспертного сообщества и других заинтересованных сторон.
"Очевидно, что решение президента высказаться было вызвано широким общественным резонансом вокруг возможного повышения ставки НДС. Ранее я уже отмечала, что такой шаг в текущих экономических условиях несвоевременен. Он может усилить инфляционное давление, которое у нас и так остается высоким на фоне либерализации цен на ГСМ, импорта инфляции из соседней России и обесценения обменного курса", – напомнила Пак.
Собеседница добавила, что повышение ставки НДС, влияя на конечную стоимость товаров/услуг, может по-разному сказаться на потребителях в зависимости от их уровня доходов. Что же касается предлагаемого пересмотра самого порога (снижение до 15 млн тенге), то это будет институциональный шок для бизнеса, считает Пак.
"Многие экономисты разделяют это мнение. И в общем контексте инициатива президента по дифференциации ставки НДС выглядит попыткой найти компромиссное решение. Однако вопрос в том, насколько такой компромисс возможен", – добавила экономист.
Она пояснила, что НДС – это косвенный налог, который сложен сам по себе для администрирования. Уже сейчас, по словам Пак, ставка не является "плоской".
"У нас, во-первых, согласно главе 44 Налогового кодекса, есть обороты, которые облагаются по нулевой ставке. Во-вторых, согласно главе 45, есть обороты, которые освобождены от уплаты НДС. Таким образом, существующая система уже содержит элементы дифференциации. Встает вопрос: как именно предполагается вводить дополнительную дифференциацию?" – заметила экономист.
Она считает, что рассматривать дифференциацию по доходным группам потребителей крайне сложно в условиях ограниченной цифровизации, особенно в сельских регионах.
Пак предполагает, что дифференциация будет проводиться по секторам экономики. Однако и здесь возникают проблемы.
"Текущая классификация видов экономической деятельности осуществляется по ОКЭД – каждому виду деятельности присвоен свой код классификации. Но этот классификатор у нас обладает большим числом несовершенств. Компании могут регистрироваться по одному основному коду, а вести деятельность по нескольким вторичным, что затрудняет четкое определение налоговой нагрузки. Практика показала, что бизнес способен оперативно менять код ОКЭД ради получения налоговых льгот, как это произошло в период пандемии", – пояснила Пак.
Дополнительные сложности, по ее мнению, вносит механизм возврата НДС. Несмотря на сокращение сроков (с 150 до 75 дней), фискальные органы сталкиваются с трудностями прогнозирования налоговых поступлений, отметила Пак.
"В прошлом году по НДС бюджетные ожидания были наиболее далеки от фактических результатов, в том числе из-за неожиданного объема возвратов. В такой ситуации дальнейшее усложнение системы представляется рискованным шагом", – предупреждает собеседница.
При этом Пак согласна с президентом в том, что необходимо навести порядок в налоговом законодательстве. Однако она считает, что начинать реформирование логичнее не со ставок, а с пересмотра системы налоговых вычетов и льгот.
"В частности, в стране действует множество преференций для резидентов специальных экономических зон – указаны в главе 79 Налогового кодекса, однако их эффективность до сих пор не подвергалась всестороннему анализу. Аналогичная ситуация складывается со специальными налоговыми режимами (СНР). Например, помимо СНР для ИП, у нас в 2020 году появился СНР "Розничный налог", который из временной меры, введенной для поддержки бизнеса в период пандемии, стал постоянной льготой без оценки его влияния на экономику. Также существуют стимулы для инвестиционных проектов в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса, но критерии оценки результативности льгот и инвестиционных проектов остаются нечеткими", – перечислила Пак.
Вместе с тем экономист добавила, что в стране применяется не менее 11 видов налогов, не считая сборов и обязательных платежей. Однако, по ее словам, нет системной оценки.
"Насколько эффективны действующие льготы и механизмы администрирования, как распределена нагрузка по типам налогов в разрезе секторов экономики и в разрезе доходных групп населения. Именно нехватка такой аналитики и приводит к постоянным дискуссиям о необходимости то введения прогрессивной шкалы подоходного налога, то изменении ставки НДС или введении отдельных налоговых режимов для различных секторов экономики", – подчеркнула Пак.
При этом собеседница считает, что приоритетом реформы должно стать наведение порядка в существующей системе именно налоговых преференций, а не механическое изменение ставок.
"Просто изменение налоговых ставок при сохраняющихся обширных и неотслеживаемых преференциях (неотслеживаемых с точки зрения их эффективности) создает мотивацию экономическим агентам использовать льготы не для развития, а для ухода от повышенных ставок налогообложения", – пояснила она.
По словам Пак, в итоге это окончательно исказит налогооблагаемую базу, и исправить ситуацию будет крайне сложно.
"Таким образом, я не считаю дифференциацию НДС хорошим, компромиссным решением. Повторюсь, у нас виды экономической деятельности плохо разделены по ОКЭД, у нас есть и при текущих ставках НДС есть проблемы с прогнозированием его поступлений в бюджет с учетом наличия механизмов возврата НДС, есть проблемы с инфляцией", – подчеркнула экономист.
Вместе с тем Пак добавила, что пример дифференцированной ставки можно увидеть в Китае. При этом эксперт заметила, что там она функционирует в совершенно иных условиях.
"Китай обладает гораздо более высоким уровнем цифровизации экономики, а масштабы как внутренней, так и международной торговли несопоставимы с большинством других стран. Кроме того, фискальная политика государства имеет свои уникальные особенности, а отношение населения к налоговой системе и государственным институтам значительно отличается от того, что наблюдается у нас", – резюмировала собеседница.
Напомним, глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил проработать дифференцированную ставку НДС.