Инвесторы в Казахстане сталкиваются с трудностями при оформлении земельных участков на территориях СЭЗ, передает LS.
По словам сенатора Бектаса Бекназарова, в настоящее время в зоне прокурорского сопровождения находится 799 проектов и 70 крупных инвесторов.
"Для более эффективной защиты прав инвесторов предлагаю запретить выдавать им землю в индустриальных зонах и СЭЗах в виде государственных натурных грантов. Дело в том, что после выполнениях своих обязательств предприниматели обычно сталкиваются с трудностями при оформлении таких участков в собственность либо в пользование. Также необходимо рассмотреть возможность возмещения затрат инвесторов посредством налоговых вычетов при строительстве и проведении инфраструктуры за свой счет", – предложил он.
Кроме того, по его словам, следует ускорить работу по интеграции соответствующих информсистем, что позволит улучшить работу прокурорского фильтра.
"Сегодня инвесторы сталкиваются с недостаточной развитостью инфраструктуры в Казахстане. Из всех полезных территорий СЭЗ сейчас только 53 обеспечены всеми необходимыми коммуникациями, а это всего 62%. Одним из примеров является реализация туристского проекта в Алматинской области стоимостью 58 млрд тенге, который приостановили на 1,5 года из-за отсутствия транспортной и инженерной инфраструктуры", – сообщил сенатор.
Он также отметил необходимость поддержки отечественных товаропроизводителей посредством офтейк-контрактов. Особенно это касается сферы строительных материалов, уточнил депутат, так как конкуренция с зарубежной продукцией требует долгосрочных гарантированных закупок.
В целом, по словам Бекназарова, в 2024 году административными судами рассмотрено порядка 200 дел, 80% из которых разрешены в пользу инвесторов. В рамках прокурорского сопровождения оказана помощь 674 предпринимателям на сумму 10 трлн тенге. Прокуроры за год внесли 208 актов надзора и отменили четыре решения суда, 136 лиц понесли ответственность.
Сенатор Султанбек Макежанов, в свою очередь, обратил внимание на необходимость оптимизации налоговых и таможенных информационных систем.
"Просим разработать и внедрить систему оперативного реагирования на обращения предпринимателей в случае возникновения проблем при работе с информсистемами. Также необходимо провести их анализ и устранить технические ошибки. Сегодня из-за отсутствия четкого плана перехода на новые системы бизнес не может заранее подготовиться к изменениям, что приводит к серьезным затруднениям. Документы обрабатываются с большими задержками, грузовики простаивают, убытки растут", – сообщил он.
Также, по его словам, есть вопросы по слабому сигналу интернета, из-за которого случаются сбои системы. Задержки при оплате таможенных платежей и налогов приводят к простою грузов и дополнительным затратам на их хранение.
"Если ранее оформление транзитной декларации занимало считаные минуты, то сейчас этот процесс может растягиваться более чем на полтора часа. Цифровизация госуслуг должна упрощать взаимодействие бизнеса и населения с госорганами. Однако в Казахстане внедрение новых налоговых и таможенных информационных систем сопровождается рядом проблем, создающих серьезные затруднения для предпринимателей", – резюмировал Макежанов.
LS писал, что в Восточно-Казахстанской области компании из Германии, России и Казахстана отказались от строительства завода по производству ламинированных древесно-стружечных плит. К такому решению они пришли после анализа рынка. Например, труднодоступность лесных массивов, расположенных на склонах, усложняет процесс заготовки древесины и повышает себестоимость производства. Также инвесторы указали на отсутствие необходимой инфраструктуры в лесных зонах, включая дороги и мосты. И данный фактор, по их мнению, негативно влияет на логистику, увеличивает расходы на строительство объектов и коммуникации.
Ранее сообщалось, что в области Жетісу инвесторы не могут получить земельные участки.