ChocoFamily разделит бизнес с сотрудниками

Несмотря на кризис в Казнет стали приходить инвестиционные деньги

4 марта 2016 года
    

Казахстанский холдинг ChocoFamily распределит 10% акций между сотрудниками, которые станут совладельцами группы. В интервью LS основатель компании Рамиль Мухоряпов рассказал о новом способе мотивации своей команды и о последних трендах на интернет-рынке Казахстана.

- Рамиль, на одном из ваших выступлений в Алматы вы упомянули, что будете дарить сотрудникам опционы. Расскажите подробнее, почему вы приняли такое решение и как будет действовать этот механизм поощрения?  

- Мы надеемся, что по итогам 2016 года 100% наших сотрудников станут совладельцами компании. В первую очередь мы хотим, чтобы цели работников и акционеров совпадали и они связывали свою жизнь с компанией на ближайшие несколько лет. Мы хотим зародить чувство собственности у персонала, который поймет, что каждый день работает на свою компанию, на своего клиента, пользуется имуществом, к которому нужно бережно относиться. Это революционно для Казахстана, но в истории это характерно для многих компаний.

Есть определенный waiting period, в течение которого опцион (право на получение акции – прим. LS) превратится в акцию. Однако есть правило: сотрудники не должны выходить из компании раньше акционеров. Не должно быть такого, что сотрудники уже продали акции и покинули компанию, а акционеры и инвесторы еще нет. Опять же цели должны совпадать.

- Какая доля холдинга будет распределена между сотрудниками? 

- На всех сотрудников будут распределены 10% от уставного капитала за исключением тех, кто уже получил доли в компании. Некоторые работники уже стали акционерами, которых всего на данный момент 15. Всего сотрудников - 170 человек.

ChocoGroup, наверное, первая казахстанская не сырьевая и не ресурсная компания, которая объявила о планах выйти на IPO. Не изменились ли сроки, на какой площадке пройдет размещение акций?

- Нет, сроки не изменились. Размещение акций запланировано на 2018-2020 годы. Подготовка у нас началась - приводим в порядок документацию, закончили реструктуризацию, образовался сам холдинг. Но площадка еще не определена. По законодательству мы, конечно, официально разместимся на Казахстанской фондовой бирже (KASE). Однако пока рано говорить, на какой из площадок еще пройдет размещение бумаг холдинга.

- Сегодня молодые люди хотят быть не просто предпринимателями, а начинают технологические стартапы. Когда наступит бум таких разработок в стране и мы получим по-настоящему качественные сервисы?  

-  Хороших стартапов всегда меньше, чем плохих. Важно, наверное, для начала набрать критическую массу проектов. Необходимо, чтобы технологические предприниматели допустили свои первые ошибки. Очень редко западные бизнесмены добавились успеха с первого раза.

Можно ли говорить о том, что в Казахстане появится сервис, который станет мировым лидером? Вероятность этого мала. Мы в Казахстане никогда не изобретем свой поисковик Google. Это сумасшедше дорогая технология, ее разработка на маленький казахстанский рынок не имеет никакого смысла. В Google над поисковым алгоритмом работают десятки тысяч мощнейших умов. Если мы соберем 10 тыс. казахстанских специалистов, это выйдет слишком дорого, проект не будет окупаться. Там, где рулит технология, которая стоит бешеных денег, всегда будут побеждать международные стартапы.

Есть стартапы с локальной спецификой, где, напротив, именно знание местных особенностей рулит, а вот технология не так важна. Купонный сервис - один из подобных примеров. Необходимо знать и потребности тех 7-10 тыс. локальных партнеров, и понимать желания клиентов. В таких моделях бизнеса всегда локальные команды бьют международных игроков.

Стать международным игроком из Казахстана невозможно в текущий момент. Надо это принять. Для того чтобы ты взлетел на международный уровень, у тебя должны быть соответствующие компетенции и инфраструктура. Я имею в виду компетенции в виде опытных менторов. А у нас в Казахстане никто этого никогда не делал. Если делать международный стартап, разумнее всего делать это в США. Ничего страшного, ты останешься гражданином Казахстана, патриотом не перестанешь быть, но тебе надо оттуда начинать. Там есть люди, которые подскажут, как выходить на другие рынки, инфраструктура которая тебя поддержит с точки зрения капитала. Поэтому если цели изначально международные, я считаю, надо ехать туда, где ты мог бы преуспеть.

Локальные разработки, безусловно, со временем во всех абсолютно сегментах убьют международных игроков, их здесь не останется. Или местный проект будет куплен кем-то из международных компаний. Это тоже возможный вариант, но изначально это будет казахстанская разработка, она будет базироваться здесь в Казахстане.

- Заметили ли вы, что казахстанцы стали активнее покупать товары в местных интернет-магазинах на фоне кризиса?

- Безусловно. Мы наблюдаем рост активности онлайн-покупок. Например, за прошлый год в электронике и бытовой технике падение составило 30-35% даже в тенге, но онлайн-продажи подросли на 20%. Это говорит о том, что продолжается и усиливается переток продаж онлайн. Несмотря на то, что в целом рынок упал, его онлайн-составляющая сохранила позиции, и даже немного выросла.  

Схожая ситуация произошла и на travel-рынке, который, по нашим инсайдам, просел примерно на 50% после девальвации. Но мы опять же не наблюдаем падения в своем сервисе (Chocotravel). Да, рост замедлился, но мы продолжаем расти в тенге. На развитых рынках онлайн-продажи авиабилетов уже составляют 80% рынка. В Казахстане сейчас - 15-20%, нам еще расти в четыре раза.

В январе у купонного сервиса Chocolife.me был абсолютный рекорд по оборотам, хотя январь традиционно не высокий на показатели месяц. Это говорит о том, что казахстанцы стали активнее экономить и стали обращать внимание на скидки. Согласно различным отчетам и нашему собственному исследованию, 65% всех потребителей в республике не готовы больше покупать одежду без скидок.  

- На чем казахстанцы стали экономить в первую очередь и как это отразилось на их среднем чеке?

- На авиабилетах. Проявляется это не столько в экономии на перелетах, сколько в целом в отмене зарубежных поездок. В первую очередь просели иностранные направления. В целом цены на международные авиабилеты выросли непропорционально девальвации – примерно на 25% в тенговом выражении. Стоимость внутренних перелетов осталась на прежнем уровне. Наблюдается даже определенный демпинг с выходом новых авиакомпаний на рынок. Упал средний чек. Доля казахстанский направлений выросла. Разрыв среднего чека по внутренним и иностранным направлениям колоссальный. Так, в среднем казахстанцы покупают билеты на международные перелеты на 100-120 тыс. тенге, на внутренние направления – около 40 тыс. тенге.

Однозначно упали покупки бытовой техники и электроники, на 40%.

На удивление доставка еды продолжает активности расти. В январе 2016 года наш сервис (Chocofood – прим. LS) вырос больше чем в два раза по сравнению с августом 2015 года. Мы, правда, не знаем насколько он мог вырасти еще, если бы не девальвация. Получается, в этом сегменте говорить о какой-либо стагнации и падении не приходится.

В январе был установлен рекорд по потреблению услуг со скидками у нашего купонного сервиса (Chocolife.me). Что стало совершенно непредсказуемо. Мы не ожидали, что январь будет самым крутым месяцем за всю историю сервиса.  

- Приходится ли казахстанским интернет-магазинам снижать маржу?

- Нет, маржинальность у нас не просела.Сокращать маржу экономически нецелесообразно. Если рынок перестанет расти, а мы еще и маржинальность сократим, то нам будет гораздо тяжелее. Допустим, как у нас была средняя наценка на электронику порядка 7%, такой она и осталась. Обычно маржинальность снижается в результате усиления конкуренции.

Мы стали зарабатывать меньше в долларах. Например, если раньше с одного купона на Chocolife мы зарабатывали около $3, то сейчас - чуть больше $1.После нескольких девальваций с каждой покупки мы зарабатываем меньше в долларах.

- Остается ли выгодным заказывать товары с зарубежных сайтов, как раньше считали казахстанцы?

- На самом деле это большое заблуждение, что товары за границей стоят дешевле. Мы до девальвации проводили исследование, сравнивали цены на Chocomart с ценами за Amazon, который является символом низкой цены за границей. В большинстве случаев наши цены оказывались ниже. Теперь товары на зарубежной площадке стали дороже. Вендоры пытаются сгладить падение спроса и снижают валютную цену. Все-таки преимущество иностранных интернет-магазинов не в цене, а в ассортименте.

Если к зарубежным площадкам относить российских производителей одежды и обуви, то они стали более конкурентоспособными. Спрос смещается в сторону более доступных по цене товаров. Российские аналоги значительно дешевле зарубежных.

- Будут ли казахстанцы покупать товары и других соседей? Например, fashion-ретейл в Украине скорее всего хорошо развит.

- Это вопрос границ. Я думаю, что российская Lamoda с точки зрения ассортимента, скорости и цен укрепилась на рынке. Вряд ли она даст возможность fashion-ретейлу Украины быть хорошо представленным у нас. Онлайн-игроку в fashion-ретейле важно построить логистическую цепь, чтобы товар быстро доставлялся из России в Казахстан.

- Долгое время было выгодно и популярно покупать горящие туры. Однако сегодня у туристов появились сервисы для самостоятельной организации путешествий. Как меняется планирование отдыха у казахстанцев?

- Есть направления, которые исторически было выгодно организовывать через чартерные рейсы (Египет, Турция – прим. LS) благодаря тому, что спрос на них предсказуемый и понятный. Поэтому стоимость готовых туров была значимо ниже. Плюс при выкупе большого количество номеров отели могли дать скидку. Поэтому туры никогда своей актуальности не потеряют. 

Но технологически этот рынок меняется и появляются новые игроки. Так, существуют сервисы, которую могут предложить экономичные варианты отдыха. Иногда наличие перелетов через лоукостеров и регулярные акции авиакомпаний также помогают экономить. Поэтому наличие таких сервисов смещает несколько спрос на самостоятельное путешествие. Казахстанцы все смелее начинают этим пользоваться. Сейчас онлайн-продавцы реализуют около 60 тыс. авиабилетов в месяц на нашем рынке.

- Какие тренды вы наблюдаете в казахстанском интернете последнее время?

- Интернет позволяет экономить время и деньги. Так, все сервисы, направленные на сохранение данных ресурсов, будут успешны. К примеру, это шопинг-клубы со скидками. На самом деле у нас много еще подобных моделей не запустили. Наш холдинг, в частности, о ряде таких возможностей думает. Мы чувствуем, что экономия – это наш конек.

Несмотря на кризис, в Казнет стали приходить инвестиционные деньги. Они есть, девальвация ведь была ожидаема, обеспеченные люди конвертировались в доллары. Но инвесторы больше не хотят вкладывать в старые сегменты, как недвижимость, потому что они не дают роста. Теперь довольно очевидно, что интернет продолжает расти. Мы находимся на этапе бума инвестиций в казахстанский интернет. Правда, назвать его ошеломляющим будет трудно, у нас не так много команд, которые могут делать качественные сервисы. Поэтомк не стоит ожидать, что всех зальет деньгами. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.