Чем грозят предпринимателям изменения в Законе "О занятости"

В октябре предприниматели должны сдать свою отчетность за полгода

20 сентября 2016 года

Министерство здравоохранения и социального развития разъяснило некоторые вопросы, возникшие в Законе о "занятости населения", передает LS.

Ранее СМИ опубликовали информацию о том, что по новому закону, прежде чем устроиться в какую-либо организацию, человек должен съездить в центр занятости, отстоять там в очереди и зарегистрироваться как безработный. Затем соискателю дадут направление. И только после предъявления этой бумаги директор имеет право принять нового сотрудника.

Должен ли человек, переходящий на новую работу, регистрироваться в центре занятости?

- В соответствии с Конституцией каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

Вместе с тем, согласно закону "О занятости населения" от 6 апреля 2016 года, занятость населения – трудовая деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству, приносящая заработок или доход. В данном случае под "занятостью населения" подразумевается обеспечение населения работой, создание условий для трудовой деятельности, приносящей доход гражданам.

Кроме того, государственная политика в сфере занятости населения направлена на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости (статья 3).

Законом в части регистрации и получения мер содействия занятости предусмотрен следующий порядок:

1) физическое лицо, не имеющее работы и (или) заработка (дохода), ищущее подходящую работу, обратившееся в центр занятости населения за содействием в трудоустройстве, вначале регистрируется в качестве лица, ищущего работу;

2) в течение 10 дней лицу, ищущему работу, будет предложено и оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансиям;

3) если лицу, ищущему работу, не будет подобрана подходящая работа, центр занятости населения принимает решение о регистрации его в качестве безработного.

Таким образом, каждый самостоятелен в выборе вида трудоустройства – обращаясь непосредственно к работодателю или же в центры занятости населения за получением мер государственной поддержки.

По информации СМИ, председатель Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин заявил, что центры занятости были обязаны уведомить предпринимателей о новом законопроекте, но этого сделано не было. Почему, если новый закон вступил в силу 18 августа, центры занятости не уведомили предпринимателей об изменениях в отчетности?

-  Закон вступил в силу 18 апреля 2016 года, а приказ министра здравоохранения и социального развития от 17 июня 2016 года № 532 "Об утверждении форм административного учета для представления сведений о востребованных специальностях и вакантных рабочих местах для включения в базу данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест" (далее – приказ) – 18 августа 2016 года.

Отмечаем, что представление сведений о востребованных специальностях и вакантных рабочих местах (1-я форма приказа) работодателями не является нововведением закона, и данная норма - действующая, которая содержалась в предыдущих законах:

- от 30 декабря 1998 года № 341-1 "О занятости населения" - "Работодатели обязаны направлять уполномоченному органу по вопросам занятости сведения обо всех свободных рабочих местах (вакансиях), в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях, в трехдневный срок со дня их появления" (статья 18).

- от 23 января 2001 года № 149 "О занятости населения" также предусматривалось, что работодатель обязан направлять центру занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления (статья 9).

Следовательно, утверждение о том, что введены новые нормы и меры ответственности, является некорректным. 

По сообщению СМИ, в приказе написано, что отчеты о востребованных специальностях, вакантных и прогнозируемых рабочих местах в обязательном порядке должны предоставлять "все юридические и физические лица, осуществляющие все виды экономической деятельности". Причем делать это нужно "не позднее 1 апреля и 1 октября ежегодно". А тот, кто не успеет в сроки, будет платить штраф - 10 МРП (21 210 тенге) в первый раз и 20 МРП (42 420 тенге) - во второй. Так как центры занятости не уведомили компании, будут ли выписываться штрафы?  Будет ли предоставлена казахстанским компаниям отсрочка?

- Ответственность за непредставление, несвоевременное представление уполномоченному органу сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) определена статьей 98 кодекса от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК "Об административных правонарушениях" и предусматривает меру взыскания в виде штрафа – 10 МРП.

Представление сведений о востребованных специальностях по прогнозируемым рабочим местам не позднее 1 апреля и 1 октября предусматривается 2-й формой приказа, и согласно закону данная мера предоставляет возможность работодателям участвовать в реализации государственной политики в сфере занятости населения.

Нужно отметить, что статья 98 Кодекса "Об административных правонарушениях" содержит санкции только за непредставление сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей). Ответственности работодателей за непредставление сведений по прогнозируемым рабочим местам кодексом не предусматривается.

Поясняем, что данная норма, отраженная в приказе, не является обязанностью работодателя, однако сбор таких данных необходим для определения прогнозной потребности нашей страны в кадрах, ориентирования организаций образования в востребованных специальностях на рынке труда. То есть данное мероприятие в конечном итоге нужно и для самих работодателей.

Почему перед внесением изменений, законопроект не согласовали с Национальной палатой предпринимателей?

- Доводим до вашего сведения, что 17 июня 2016 года проект приказа одобрен общественным советом министерства.

Даны положительные заключения аккредитованных организаций:

- Объединение юридических лиц "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" (№ 07-11/1563 от 16 июня 2016 года);

- Казахстанская ассоциация природопользователей для устойчивого развития (№ 06-01-240/1 от 17 июня 2016 года);

- Национальная палата предпринимателей "Атамекен" (№ 24854 от 22 июня 2016 года);

- Объединение юридических лиц в форме ассоциации "Евразийская медицинская ассоциация" (№ 25059 от 22 июня 2016 года);

- Общественное объединение "Единая Казахстанская ассоциация стоматологов" (№ 25061 от 22 июня 2016 года);

- Ассоциация международных фармацевтических производителей в Казахстане (№ 25060 от 22 июня 2016 года).

С учетом изложенного доводы относительно введения новых штрафов по обязательствам работодателей, несогласования проекта приказа с НПП "Атамекен", неосведомленности работодателей о действующих нормах закона считаем необоснованными и не соответствующими действительности.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.