Разделение тарифов на электроэнергию является одной из главных проблем отрасли. Об этом LS сообщили в Агентстве по защите и развитию конкуренции.
В ведомстве прокомментировали предложения альянса "Парасат". В том числе – о том, что к потребителям должны применяться разные коэффициенты: для физических лиц – 0,6, для некоторых перерабатывающих предприятий – также облегченный коэффициент, а для отдельных категорий бизнеса, например, сферы развлечения – повышенные ставки.
В АЗРК отметили, что разделенные тарифы стали одной из главных проблем в энергоснабжении. Они распространяются на 35 регулируемых энергоснабжающих организаций (ЭСО) из 140.
В ведомстве уточнили, что для недопущения социальной напряженности электроэнергия для всех физических лиц, независимо от статуса и социального положения, продается дешевле себестоимости. При этом прочие юридические лица и бюджетные организации платят по завышенным тарифам.
"Не соблюдается один из главнейших принципов социальной поддержки – ее адресность и оказание помощи наиболее нуждающимся категориям", – заметили в АЗРК.
По информации ведомства, из-за этого возникает несколько основных проблем.
Во-первых, создаются неравные условия конкуренции между энергоснабжающими организациями. Нерегулируемые компании не заинтересованы в оказании услуг населению по заранее убыточным тарифам, регулируемые – теряют клиентов среди юрлиц и бюджетных организаций.
Во-вторых, субъекты МСБ закладывают повышенные расходы на комуслуги в стоимость конечной продукции. В результате казахстанцы, покупая продукцию, косвенно оплачивают созданную в результате дифференциации тарифов разницу.
В-третьих, в последнее время повышаются цены для государственных учреждений, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
"Для обеспечения равной конкуренции необходимо устранить искажение ценообразования за счет поэтапной отмены категорий потребления. Также нужно изменить подходы субсидирования, чтобы ориентироваться на социально уязвимые слои населения", – пояснили в АЗРК.
По мнению агентства, если оставить дифференциацию, разрыв между оплатой физических и юридических лиц будет расти, что в итоге негативно отразится на всей отрасли. Поэтому к 2025 году планируется прийти к единым тарифам на свет.
Помимо этого, в ведомстве отметили, что для конкурентного рынка нерегулируемые ЭСО (на данный момент 105 из 140) должны конкурировать с гарантирующими поставщиками и между собой, однако до сих пор не создана оптимальная структура товарного рынка для этого. Более того, по информации АЗРК, их развитие ограничивают текущая структура монопольной аффилированности на рынке, механизмы перекрестного субсидирования, несформированная активность розничных потребителей в вопросе смены поставщиков. Данные проблемы, по информации агентства, предстоит решить.
LS также обратился за комментариями к главе Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергею Агафонову.
Эксперт выразил согласие с тем, что в Казахстане необходимо быстрее избавляться от дифференциации тарифов по категориям потребителей, а не вводить новую.
"Любое разделение выплат по категориям потребления – фикция, которая только имитирует снижение цен на электроэнергию для населения. Очевидно, что все расходы на услугу юрлица включают в стоимость товаров для населения. Избыточные расходы для бюджетных организаций – это прямое изъятие средств из социальной сферы страны. То есть население все равно косвенно несет все те раcходы, которые мы якобы перекладываем на юридические лица и бюджет", – объяснил Агафонов.
Он отметил, что помощь по оплате коммунальных счетов необходимо осуществлять адресно, а не через дифференциацию, когда владелец шикарного коттеджа и нуждающийся человек платят по одинаковым расценкам.
Что касается разделения по зонам суток, то эксперт высказал мнение, что данную меру нужно вернуть. Он пояснил, что отмена данной меры была связана с отсутствием балансирующего рынка. С 1 июля 2023 года он введен, и у ЭСО появилась мотивация выравнивать суточный график нагрузок.
"И у людей и бизнеса должен появится выбор после возврата зональных тарифов: перенести какие-то энергоемкие процессы на то время суток, когда цена будет максимально низкой", – высказался собеседник LS.
Между тем в министерстве энергетики прокомментировали предложение альянса использовать пенсионные деньги в проектах электроэнергетики.
В ведомстве сообщили, что не рассматривают такую возможность. По информации министерства, инвестор самостоятельно определяет источники и механизмы привлечения средств.
Говоря о дневных и ночных тарифах, в ведомстве сообщили, что с 1 июля 2023 года заработали Единый закупщик (ЕЗ) и балансирующий рынок электроэнергии в режиме реального времени.
"Если субъект оптового рынка имеет техническую возможность перейти на ночной режим потребления, то в данные часы наблюдается снижение цены продажи услуги ЕЗ", – отметили в министерстве.
Возвращаясь к финансированию проектов развития отрасли, в ведомстве сообщили, что в рамках программы "Тариф в обмен на инвестиции" была увеличена предельная стоимость услуги по поддержанию мощности с 590 тыс. тенге за МВт в месяц до 1,065 млн тенге за МВт в месяц.
"Также увеличен годовой лимит возврата инвестиций с 32 млрд тенге до 428 млрд тенге, что позволит увеличить пул проектов по модернизации и расширению действующих электростанций", – заметили в ведомстве.