Казахстанские банки объединят данные об операционных рисках

Пока к проекту присоединились три БВУ

31 июля 2017 года
    

В Казахстане запускается межбанковская база данных операционных рисков. Об этом в беседе с корреспондентом LS сообщила директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро Асем Нургалиева.

Специалист отметила, что на данный момент система находится в боевом режиме, и к ней уже начинают подключаться три банка.

"До конца года мы объявим о том, что какой-то определенный этап проекта начал работать. База данных предназначена для того, чтобы финансовые институты могли обмениваться информацией о том или ином инциденте. Например, ограбили кассу, сломался банкомат, прошла вирусная атака и так далее. Другие участники видят о произошедшем случае и корректируют свою работу, вырабатывают правила, чтобы предотвратить подобные риски у себя", - пояснила Нургалиева.

По словам директора по развитию бизнеса ПКБ, в большом банке происходит много инцидентов, поэтому он может создавать дополнительные фильтры и блоки, чтобы предупредить повторы. Финансовые организации поменьше более уязвимы в этом плане, так как не имеют риски в таком же огромном количестве.

"У каждого из них маленький пул данных, с которым тяжело работать. Когда фининституты объединяют знания, то могут делать выводы, составлять правила и предупреждать повторы", - сообщила Нургалиева. 

Она добавила, что в будущем к системе будут подключаться другие игроки. При этом пока есть БВУ, которым не интересна данная модель, так как они сами обладают большой базой данных. Собеседница LS отметила, что со временем даже они присоединятся к проекту, потому что в крупных рисках, как борьба с вирусами, всем без исключения финансовым институтам понадобится дополнительная информация.

"Международный опыт показывает, что чем больше данных ты загружаешь, тем больше преимуществ имеешь. В этой базе не содержится информация по клиентским счетам. Потому что с точки зрения риска не важно, из-за кого произошел инцидент. Главное, что был случай и он оценен в определенную сумму. Также существует понятие банковской тайны, которая запрещает обмениваться персональными данными", - уточнила Нургалиева.

Возвращаясь к теме киберпреступлений, собеседница LS сравнила хакерские атаки с вирусом гриппа. Появляются штаммы, против них разрабатывается лекарство, а потом грипп мутирует и все сначала.

"Несмотря на то, что риск взлома всегда существует, технологии развиваются. И за счет этого в других сферах деятельности опасность снижается или видоизменяется. Если мы говорим о мошенничестве в кредитном бизнесе, то здесь наблюдается эволюция. Раньше нечестные граждане сидели в отделениях банков, сейчас они начинают работать онлайн. В целом с ростом финтеха растет и само мошенничество", - заметила она.

Нургалиева назвала несколько видов риска и меры защиты от них. Первый – идентификационный, когда человек вводит чужие персональные данные и ИИН. В этом случае компания часто сомневается в достоверности информации и использует дополнительные средства уточнения личности. Второй – фродовый, когда клиенты оставляют сразу несколько заявок на разных площадках и за 15 минут получают кредит у различных компаний. Чтобы бороться с подобными действами, существует система заявок, в которой все онлайн-компании видят, где клиент был. Также существуют специализированные интернет-антифрод-сервисы. Они определяют вероятность мошенничества в зависимости от скорости работы на сайте.

"В прошлом году к нам обратились около 700 клиентов, в истории которых был кредит. Человек приходит, потому что к нему звонят с банка или коллекторского агентства с требованием вернуть определенную сумму по займу. Получив кредитную историю, клиент находится в недоумении от того, откуда взялся долг. Мы не знаем, было ли совершено мошенничество или нет. Но в любом случае, это очень важный сигнал", - заметила Нургалиева.

Она добавила, как правило речь идет о сумме от 500 тыс. тенге до 1,5 млн тенге. В их практике есть пример, когда клиент в течение двух лет не мог изменить информацию в своей истории, потому что не мог доказать, что это не его кредит.

"Чтобы вовремя отреагировать на такое мошенничество мы советуем проверять кредитную историю не реже двух раз в год. Либо делать подписку на сервис контроля истории. Тогда, если будет взят займ, то вам придет СМС-уведомление. В любом случае, несмотря на усиленные меры безопасности со стороны финансового сектора, сами казахстанцы тоже должны беспокоиться о своих средствах", - заключила она.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.