Автосборщики не просто убили рынок, но и лишили заработка поставщиков

Как рынок отреагировал на решение правительства ввести утилизационный сбор и плату за первичную регистрацию

14 июня 2016 года

30 млрд тенге для "Азия Авто" - новый завод, новые рабочие места, новые налоговые поступления в казну. Именно этим и оперировали "народные защитники" завода. Прекрасно, но есть и обратная сторона.

Для защиты интересов казахстанских автосборщиков государство в январе 2016 года ввело утилизационный сбор и плату за первичную регистрацию авто, что сделало ввозимые в страну авто не просто дорогими, а очень дорогими.

Прошло пять месяцев с момента ввода новшеств и уже сформировалась картина того, как отреагировал на это рынок.

Посмотрим на количество всех регистраций автомобилей (транзакции с переходом собственности от одного владельца к другому, включая первичные регистрации) в период с января по май:

- 2015 год -  434 тыс. регистраций;
- 2016 год - 331 тыс. регистраций.

Разница -103 тыс. регистраций, или падение на 24%.

То есть в период с мая по январь 2016 года казахстанцы осуществили сделок по приобретению/обмену автомобилей на 103 тыс. меньше по сравнению с январем-маем 2015 года.

Еще более существенным стал разрыв в количестве первичных регистраций (новые и б/у автомобили, впервые регистрирующиеся в Казахстане):

2015 год - 181 тыс. автомобилей (42% от общего объема регистраций 2015 году в период с января по май (434 тыс. регистраций)).

2016 год - 20,5 тыс. машин (6,2% от общего объема регистраций).

Разница - 160 тыс. машин.

Если общее количество регистраций сократилось лишь на 24%, то количество новых/ввезенных автомобилей сократилось почти в 9 раз. Не удивительно, что активировались продажи на вторичном рынке, что и подтверждают цифры.

Количество вторичных регистраций, с января по май:
- 2015 год - 263 тыс.;
- 2016 год - 310 тыс.

Это те машины, которые уже были зарегистрированы в Казахстане.

Что мы имеем в итоге? Темп обновления автомобильного парка страны практически минимальный, если так и дальше будет продолжаться, у нас будет как на Кубе. И без того далеко не молодой автопарк страны станет "вариться в собственном соку".

Для справки: 160 тыс. машин за один год потребуют приблизительно более 3,8 млн моек, 800 тыс. литров масла, 640 тыс. баллонов (одна смена шин), 500 тыс. фильтров (салон, двигатель, масло, топливо). Это только обязательные расходы.

Это существенный объем продаж и работы для широкого спектра компаний малого и среднего бизнеса - дилеров масел и запчастей, автомоек, СТО, сетей АЗС и даже страховых компаний.

Это развитие малого и среднего бизнеса в масштабах не одного региона (где стоит завод), а для всего Казахстана. Но этого не будет, так как, пролоббировав заградительные меры для импорта автомобилей и надеясь на 30 млрд тенге, автосборщики не просто убили рынок автомобилей в Казахстане, но и лишили заработка поставщиков смежных товаров и услуг.

Дияс Валиханнезависимый эксперт, автоблогер.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.