Жанель КУШУКОВА, Министерство индустрии и торговли:КАЗАХСТАНСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ НЕ ПОСТРАДАЕТ ОТ УЧАСТИЯ СТРАНЫ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

5 декабря 2009 года
Своим мнением о том, отстоял ли свои интересы Казахстан в переговорах по созданию Таможенного Союза с РФ и Белоруссией, поделилась с LS директор департамента по внешнеторговой политике Министерства индустрии и торговли, член казахстанской переговорной группы Жанель Кушукова. - Если коснуться конкретно пошлин на автомобили, получается, что это более выгодно России и Беларуси? - Как бы Беларуси это не касалось, потому что это российские пошлины были. Беларусь тоже согласилась поднять их до российского уровня. Что касается цен на автомобили, здесь очень сложно ответить. Я просто могу сказать, какими будут пошлины. - Они будут, как в РФ, – 30% на новые автомобили? - Да, как в РФ, - 30% на новые автомобили, и [если авто будет] старше 5 лет ввозные пошлины будут крайне высокими. Здесь очень много аспектов, в том числе, экологические. Если посмотреть на страны ЕС, Японию, Корею, то туда просто невозможно завезти автомобиль старше 5 лет, правильно? - Но к этому обычно идут эволюционно, тем более, что у нас пока большая часть импорта как раз таки подержанные автомобили… - Когда мы, наконец, эволюционно к этому придем, у нас уже, по сути, дышать нечем будет. Развитые страны приняли у себя нормы, что старые автомобили должны быть утилизированы за счет производителей. Какому производителю надо нести такие потери? Поэтому они готовы бесплатно отдавать в третьи страны. Для них мы третьи страны. Причем, мы готовы на этом хламе ездить и травиться. Надо еще учитывать и то, что у нас есть планы по развитию производства. У нас есть «Азия-Авто», которая заключила договоры не только с АвтоВАЗом, но и с General Motors. Насколько помню, даже переговоры с KIA шли. И как только инвесторы увидели высокие таможенные пошлины и, самое главное, возможность выхода на более емкий рынок, то они уже начали интересоваться нашим производителем. В РФ с учетом повышения пошлин практически все мировые концерны зашли. - Но там большая емкость рынка… - Теперь наша инвестиционная привлекательность улучшится. Наш общий рынок становится порядка 165 млн человек. - То есть Вы считаете, что новые производства внутри ТС будет выгодно открывать именно на территории Казахстана? - Да. За счет инвестиционных льгот. - Вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Единый таможенный тариф (ЕТТ) на 92% будет состоять из действующих российских тарифов или предложенных ими. Действительно ли это так? - Я не могу комментировать слова вице-премьера РФ, но я Вам скажу, что в самом начале почти 40% пошлин у Казахстана с Россией были одинаковыми. То есть мы только 60% унифицировали. Из них 17% российских таможенных пошлин снизились. - То есть 17% тех ставок, которые применялись до создания ТС, в РФ снизились? - Да. Понятно, что он [Шувалов] говорил для своих. Представьте, у нас паника о том, что все подорожает, а у них о том, что они не защитили собственных производителей и все отдали на откуп Казахстану. И он говорил это там именно в таком ракурсе. - Какие спорные моменты были при создании ТС, и какие интересы Казахстану удалось отстоять? - К примеру, существует в Беларуси или России производство станков, однако они не удовлетворяют наших потребителей по качеству, либо их недостаточно для покрытия нашего спроса. В таком случае Казахстан вынужден будет закупать их из стран дальнего зарубежья. Мы очень долго спорили по этому поводу. Ясно, что Россия или Беларусь будет защищать своего производителя, но мы должны думать о своем. В итоге мы пришли к тому, что таможенные тарифы были установлены на уровне 20%, но была принята норма о том, что в рамках инвестиционных проектов оборудование будет завозиться по нулевой ставке. - Имеются в виду любые инвестиционные проекты независимо от месторасположения и размера или только в рамках межправительственных договоренностей? - Механизм будет такой. К примеру, существующая кондитерская фабрика покупает линию по розливу шоколада, что является инвестицией в отрасль. Представитель завода обращается в комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли и заключает контракт. На основании данного контракта он не платит таможенные пошлины при ввозе оборудования. Мы направляем этот проект в комиссию ТС и уведомляем их о том, что у нас такая-то компания завозит такое-то оборудование. - Этот инвестиционный режим будет применяться только для существующих предприятий или для новых? - И для новых. Тем более, что если это новое предприятие, то оно будет завозить новое оборудование, строиться и т. д. Почему нужно заключение контракта? Просто нужно показать, что это оборудование придет именно в Казахстан, а не пойдет на территорию России и не будет продано там. - Любое оборудование, в том числе и нефтегазовое? - Да, любое. Главное, чтобы был заключен контракт. - Какие виды товаров могут подорожать с введением ЕТТ, и какие подешеветь, и насколько процентов? - В основном таможенные пошлины повысятся на те товары, которые используются в производстве. Станки и другие вещи. Для них мы предусмотрели возможность введения инвестиционных преференций. - Действительно ли, подорожают китайские товары, которые составляют львиную долю импорта в Казахстан? - По части бытовой техники мы оставили ввозные пошлины на нулевом уровне. К примеру, на пылесосы и т.д. А на телевизоры пошлины повысились с 10 до 15%. Но эти 5%, по сути, должны нивелировать маржу торговцев. Сейчас ведь и спроса нет, он стимулируется различными программами потребительского кредитования. Ну, повысит он на 5 тыс. тенге [цену], кто к нему придет даже с замечательными условиями кредитования? - А одежда и обувь? - На китайский текстиль и обувь, которые, в основном, ввозятся в Казахстан физическими лицами в упрощенном порядке, это не коснется. Такой товар, как правило, ввозится в сумках физическими лицами и по совершенно другой схеме. Мы должны поэтапно унифицировать порядок провоза товаров физическими лицами. Это следующий этап. - То есть, возможно, они будут повышены? - Скажем так, - унифицированы. Будут одинаковыми в России и у нас. - А там какие условия провоза товаров физическим лицами? - Там жестче. - А компьютерная техника из Китая? - Она должна с низкими пошлинами остаться – та, что не производится в России и Казахстане. - А на какую технику повысятся пошлины? - На все товары, что у нас производятся. Компьютеры ни у нас, ни в РФ в достаточном количестве не производятся, поэтому ставку оставили. А высокие пошлины устанавливаются на все товары, которые у нас производятся или вот-вот будут производиться. - То есть даже если они в минимальном количестве производятся? - Если есть большие объемы импорта из-за рубежа, то мы старались установить небольшую пошлину. - А в отношении третьих стран, прежде всего, Украины, Кыргызстана и других участников СНГ или ЕврАзЭС - они тоже смогут поставлять свои товары к нам беспошлинно? - Все страны СНГ также смогут беспошлинно завозить товар. - А тогда, вообще, какой смысл в ТС? - Страны СНГ не относятся к третьим странам. У нас есть зона свободной торговли из 12 стран. У нас есть ЕврАзЭС – 5 стран, и теперь Таможенный Союз – 3 страны. То есть это эволюционный путь. Сначала третьи страны, потом СНГ – это зона свободной торговли с некоторыми изъятиями, некоторые товары облагаются таможенными пошлинами. Следующий этап - ЕврАзЭС, где мы не применяем таможенных пошлин, Таможенный Союз, где мы применяем единые пошлины по отношению к третьим странам и внутри убираем таможенный контроль и оформление. - А по отношению к некитайским товарам? - К примеру, пошлины на ввоз пальто повышены с 5 до 10%. В основном это коснется дорогостоящих товаров, завозимых из стран дальнего зарубежья (Франция), но это не коснется широких слоев населения, которое потребляет больше то, что привозится физическими лицами. Физических лиц это не должно коснуться. Как завозились ТНП, так и завозятся. Продукты как заходили к нам, так и будут заходить. Что еще нужно рядовому потребителю? Ему станки, сырье, материалы не нужны. То, что повышается, отразится только на производителях, но и для них мы предусмотрели льготы. - Получается, отразится только на стоимости автомобилей? У нас же сейчас пошлина на новые автомобили 10%? - Автомобили, да. Но это немного другая тема. Сейчас и сам автомобильный рынок встал. Продаж практически нет. - Но оживление же ожидается… - Когда оно будет? - Получается, что у нас оживление рынка в будущем будет либо за счет развития своих автомобильных производств, либо за счет импорта иномарок, собираемых в РФ? - Автомобили, которые сейчас собираются в России, а это более 14 мировых лидеров, смогут беспошлинно завозиться в Казахстан, к тому же будет развиваться наше производства, о чем я уже говорила. Кроме того, хотелось бы отметить, что за прошедшие полгода в страну было ввезено порядка 60 тыс. старых машин. Так что с 1 января спрос будет удовлетворяться данными машинами, а также за счет вторичного рынка. - Какие меры стороны договорились предпринимать для борьбы с контрабандой, которая неизбежно увеличится с введением ЕТТ? - Это вопрос больше таможенникам. - Будут ли ликвидированы таможенные посты между Казахстаном и РФ или будут использоваться какие-то другие механизмы? - Просто я скажу, что с 1 июля 2010 года отменяется таможенное оформление. Таможенный контроль остается, соответственно, таможенные посты тоже остаются. - С введением ТС сможет ли Казахстан вводить временные и сезонные запреты на экспорт ГСМ, зерна и других товаров? - Да, это возможно. У нас есть соглашение по нетарифным мерам и там прописано, что в случае критического недостатка продовольственных товаров или других стратегических ресурсов страна вправе в одностороннем порядке вводить запреты на его вывоз. В принципе, это даже нормам ВТО соответствует. Потому что если вывезут всю пшеницу или будет сильнейший неурожай, то мы обязательно можем ввести запрет на вывоз пшеницы или бензина, как мы обычно делаем. - А период, на который можно вводить эти запреты, оговаривается? - Как правило, они не должны превышать трех месяцев. Любая мера, если она оправдана и серьезно обоснована, может иметь место. Если у нас вдруг возникнет критический недостаток какого-то товара, как это было с семенами подсолнечника и подсолнечного масла, когда цены выросли сразу [в 2007 году] в несколько десятков раз, то правительство будет принимать соответствующие меры. - А есть какие-то исключения для отдельных предприятий по пошлинам? - Таможенные пошлины не носят индивидуального характера, т.е. устанавливаются на товар. Хотелось бы отметить, что в рамках формирования таможенного союза заключен протокол по применению в течение 5 лет в исключительных случаях более низких или более высоких ставок – на период до 6 месяце, согласно протоколу. Это касается любого товара. Если мы где-то повысили таможенную пошлину, а, к примеру, с 1 января 2010 года понимаем, что существует необходимость ввоза данного товара из дальнего зарубежья, мы на временной основе можем эту ставку понизить в одностороннем порядке. - До прежнего уровня? - До того, который нам нужен. - А как это будет устанавливаться? На основании заявления производителя? - В обычном режиме, как обычно таможенные ставки устанавливаются. Подается заявка от производителей. - Но будет же какой-то временной лаг? То есть сначала производитель столкнулся с трудностями, потом он написал в министерство. В течение месяца, допустим, его обращение рассмотрят и только потом возможно изменение ставки… - Такой режим существует и сейчас. Мы же не можем предугадать, что он столкнется с трудностями. Раньше какой порядок был? Производитель сначала к нам обращается, потом мы на межведомственной комиссии поднимаем вопрос и выносим постановление правительства. Теперь это будет решаться не постановлением правительства, а на комиссии Таможенного Союза. Там три вице-премьера [Казахстана, РФ и Беларуси] будут принимать решение. - А сколько все-таки это займет времени с момента обращения? - Ничего не могу сказать. Пока мы ни разу этого не делали. С 1 января посмотрим. Но уже в декабре мы будем рассматривать изменение таможенных пошлин. К нам обращались в течение года. Мы все эти заявки собрали. Мы их не рассматривали из-за переговоров по ТС. В конце декабря, наверное, вынесем все эти заявки на рассмотрение комиссии. Там, как правило, речь идет о снижении таможенных пошлин.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.