ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ – РОССИЯ

7 апреля 2011 года
Айнура Каргалинова Дойдет ли казахстанское мясо до российских торговых сетей? Задача, поставленная президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, - достичь к 2016 году экспорта говядины из Казахстана до 60 тыс. т/год, а в дальнейшем до 180 тыс. т/год, кажется пока трудно выполнимой. Но программа по развитию животноводства, конкретные шаги со стороны власти в виде солидной господдержки уже вызвали большое оживление среди аграриев. И при своевременном устранении препятствий программа может стать сильнейшим стимулом для нового развития села. По сути, цель по наращиванию экспорта говядины есть коренная модернизация АПК, поскольку развитие животноводства невозможно без соответствующей инфраструктуры: от семеноводства кормовых до производства комбикормов, обводнения пастбищ, их улучшения, увеличения потребности в различных машинах, оборудовании, создании дееспособной зооветеринарной службы, результативной селекционно-племенной работы. А это означает интенсификацию и диверсификацию и в растениеводстве с реанимацией орошения, увеличением механизации на селе, ростом потребности в кадрах зооветеринарных специалистов, механиков, слесарей и многих других специальностей, практически исчезнувших на сегодня во многих аулах. В свою очередь, необходимость перемен приведет к увеличению занятости на селе, особенно в зимние месяцы. Но вот жесткие сроки - практически за пятилетку добиться кардинальных изменений в животноводстве и перейти от кустарного, мелкотоварного производства к промышленному – потребует синхронизации всех составляющих проекта. Экономика экспорта Сколько в Казахстане производится говядины, точно никто сказать не может, поскольку порядка 80% КРС выращивается на личных подворьях, и строгого учета там нет. Но, по мнению специалистов, речь идет о порядка 500 тыс. т/год, что достаточно для покрытия внутренней потребности и даже для формального экспорта в размере нескольких тысяч тонн. Однако высокая цена мяса делает его малодоступным для всех желающих, в том числе и на внешних рынках. На совместном совещании министерств сельского хозяйства России и Казахстана, состоявшемся 1 марта в Уральске, был приведен показательный пример. Один предприниматель из Костаная привез мясо в Магнитогорск с тем, чтобы попытаться его реализовать в 2-3 регионах РФ. При этом оптовая цена закупа мяса в пункте назначения составила в пересчете на тенге 645/кг, а себестоимость производства составляла 750/кг. «Пока у нас не будет хорошей продуктивности, нам будет очень тяжело конкурировать с нашими соседями. А на сегодня у нас мяса мало, и его конкурентоспособность низкая», – констатировал на том совещании вице-министр сельского хозяйства Сакташ Хасенов. Между тем, на пространстве Таможенного союза производство говядины пока не покрывает спрос. Исключением можно считать Беларусь, которая экспортирует порядка 115 тыс. тонн красного мяса в Россию при ежегодном производстве менее 500 тыс. тонн. Но это лишь благодаря «советской» системе дотирования отрасли, поскольку она имеет минусовую рентабельность. Необходимость приведения господдержки АПК к одному знаменателю может превратить Беларусь из экспортера в импортера говядины, если не будут приняты срочные меры по реформированию животноводства. В России при стремительном росте производства свинины и птицы выращивание КРС на мясо в последние пару лет имеет нисходящий тренд. При производстве порядка 1,7 млн тонн россияне вынуждены импортировать 800 тыс. тонн говядины. Из-за дороговизны красного мяса, да и свинины, во всем мире и на пространстве Таможенного союза наблюдается устойчивый рост покупательского интереса к куриному мясу. Однако в этом году в России наметилось оживление среди инвесторов, желающих заняться мясным животноводством. У северного соседа при этом имеются некоторые преимущества структурного плана. Там нет такой тотальной мелкотоварности, а, значит, при гарантии стабильности и окупаемости вложенных средств инвестор быстро найдет подходящий объект для развития. Что уже произошло в птицеводстве и свиноводстве. По мясу птицы все чаще слышны заявления российских чиновников о том, что в ближайшее время возможен отказ от импорта куриного мяса и даже экспорт порядка 30 тыс. тонн собственной продукции. Так что Казахстану нужно поспешить с реализацией своих амбициозных планов. Объединить звенья Казахстан, взяв ориентир на мясное животноводство, может вписаться в рыночные условия, лишь максимально интенсифицировав производство говядины, уменьшив при этом себестоимость. Однако на сегодня большая часть мясного животноводства сосредоточена на личных подворьях, небольших крестьянских, фермерских хозяйствах. В целом, на сегодня есть все части системы: племенные хозяйства, племенные репродукторы, откормочные площадки, фермерские хозяйства, выращивающие скот, какое-то растениеводство. Но все это работает по отдельности, и общего должного эффекта нет. «Племенные хозяйства работали, непонятно для каких целей! Основная цель у них была получение субсидий, а не улучшение товарного стада. При старой системе, имея статус племенного, хозяйство получало субсидии на любого родившегося в нем теленка, даже если тот не соответствовал критериям оценки. Такой порядок стимулировал рост «племенных» юридических лиц, а не племенных животных», - заявил на вышеуказанном совещании глава «Национального управляющего холдинга «КазАгро» Асылжан Мамытбеков. Крестьяне не были заинтересованы в повышении породности своих буренок, потому что затраты на их приобретение и содержание не покрывались доходами от реализации продукции. Редкие откормочные площадки тоже довольствовались «дворняжками», ведя кустарный промысел. «Одно название – откормочная площадка. На самом деле огораживалась площадка, ставилось 5-6 корыт, куда несколько скотников носилками носили какой-то корм. На откормочной площадке на 500 голов еще работали директор, два бухгалтера, сторож, словом штат был больше, чем в той же Европе, где 32 тысячи голов обслуживают 7 человек. Среднестатистический убойный вес составляет 154 кг - столько, сколько в Европе весит разделанная полутуша. Отсюда и себестоимость килограмма», - подытожил описание реалий глава КазАгро. Но как добиться выполнения задачи по наращиванию экспорта мяса? КазАгро, проанализировав ситуацию, разработало проект программы развития животноводства. Она нацелена на создание комплекса взаимоувязанных бизнес-единиц: уже имеющихся откормочных площадок, фермерских хозяйств, племенных хозяйств-репродукторов, мясоперерабатывающих комплексов. При этом основная задача проекта - улучшение продуктивных качеств товарного стада. «Для этого на первом этапе необходимо обеспечить максимальное поглотительное скрещивание беспородного маточного поголовья, находящегося и в личных подворьях, и в сельхозформированиях с быками высокопродуктивных пород мясного направления», – пояснила журналу LS управляющий директор АО «КазАгро Онiм» Айгуль Ахметжанова. Племенного материала, а тем более, бычков в стране крайне мало. В некоторых племенных хозяйствах очередь на племенное поголовье расписана на три года вперед. Поэтому остается лишь путь завоза высокопродуктивных пород мясного направления. Для приема «высоких» гостей, которых планируется всего привезти 72 тыс. головы, решено организовать сеть хозяйств-репродукторов, Центр управления стадом и консалтинга с возможным привлечением зарубежных компаний, специализирующихся в области генетики мясного животноводства. Чистопородные бычки из племенного репродуктора отдаются в аренду крестьянам для покрытия их беспородных телок. Полученный приплод доращивается, а затем на финишный откорм сдается на откормочную площадку. Причем, достойные продолжатели породы поступают в репродуктор, а рядовые после откорма сдаются на мясокомбинат, где формируются товарные партии. Кроме того, 60% телочек крестьянин использует по своему усмотрению: или продает новым участникам программы, или оставляет себе. Пока программа ориентирована на завоз Ангусов и Герефордов из Северной Дакоты (США). Но с развитием проекта возможны изменения. Недавно Казахстан открыл ввоз КРС из Франции. Не исключено, что частные инвесторы, вошедшие в проект, могут заинтересоваться такими породами, как Шеролле и Лимузинами. Тем более что положительный опыт завоза «французов» имеется в российской Тюмени. В коровьем «табеле о рангах» эти породы считаются одними из лучших в мире, поскольку имеют больший коэффициент перевода кормов в привесы, то есть, съедая меньше, растут больше. «На сегодня подали заявки на участие в программе те хозяйства, которые хорошо себя зарекомендовали и имеют устойчивый положительный опыт в ведении животноводства, и которым, в принципе, надо лишь обновить свое стадо», – пояснила Ахметжанова. Однако критерии отбора желающих довольно строгие. Это наличие пастбищ, воды, инфраструктуры содержания животных, важна и платежеспособность крестьянина. Реализация проекта невозможна без синхронизации мер господдержки, в связи с чем предусмотрен ряд субсидий: на поддержание маточного поголовья, заготовку кормов, проведение искусственного осеменения. Но обязательным условием является регистрация поголовья и ведение учета в единой базе данных по селекционно-племенной работе с генетической оценкой быков, используемых в воспроизводстве. При покупке высокопродуктивного скота государство будет субсидировать на каждую голову 200 тыс. тенге, если скот покупается в дальнем зарубежье, и 100 тыс. тенге, если в пределах Таможенного союза. КазАгро пересмотрел лизинговые программы в сторону кормозаготовительной техники и спецтехники для кормления животных. Кардинальный пересмотр места и роли племенных хозяйств в животноводстве привел к тому, что решено дерегулировать селекционно-племенную работу. После принятия изменений законодательства о племенном деле право определять племенную ценность животного будет делегировано соответствующим ассоциациям. Ассоциации, как добровольные объединения юридических и физических лиц, во всем мире создаются для продвижения, сохранения чистоты той или иной породы. В Казахстане предлагается использовать опыт работы американской, канадской, австралийской ассоциаций. Чтоб были сыты и здоровы Коровы, тем более, заморские, должны вкусно, правильно питаться и не болеть. Тогда их потенциал быстро наращивать массу качественного, мраморного мяса реализуется в полной мере. Но именно эти моменты – кормление и ветеринария - являются самыми сложными на сегодня. Казахстанские пастбища к середине лета сложно назвать тучными. Полувысохший житняк, ковыль да кострец – недостаточный рацион. Придется возделывать и кормовые, причем, для гарантии стабильности, - на орошении. Тут же возникает вопрос с кукурузой, которую более эффективно выращивать в южных регионах. «Для максимального использования пастбищ надо провести их инвентаризацию, продумать применение механизма наиболее полного использования их потенциала. У всех пастбищ есть хозяева, но как они используют их, надо разобраться. В США есть целый институт, который занимается вопросами развития и использования пастбищ. Очень важна комбикормовая промышленность. Здесь тоже не обойтись без помощи государства. Ведь комбикормовые мини-цеха, которые вынуждены будут строить при откормочных площадках хозяева скота, по технологическим возможностям будут уступать крупным заводам и комбинатам», – заметил в беседе с LS председатель правления Мясо-молочного союза Иван Сауэр. Кроме того, добавил он, нехватка зооветеринарных специалистов может стать ахиллесовой пятой проекта. Из выпускников аграрных университетов менее 3% приезжают работать в село. «Ветслужба – самое слабое звено в животноводстве. Почти нет грамотных специалистов. Может, надо привлекать специалистов из-за рубежа, а рядом ставить обучать наших ветврачей, зоотехников, как в Европе? Мы в свое время вынуждены были сменить своих специалистов, в том числе главного ветврача, зоотехника. Они хорошо работали, но не понимали четко новых потребностей», – заметил директор коммандитного товарищества «Зенченко и К» Геннадий Зенченко, который вместе с Сауэром реализовал проекты крупно-товарных молочных ферм и не понаслышке знаком с проблемами кормления и ветеринарии. Государство предпринимает в этом направлении шаги. Например, активно строятся лаборатории, предлагаются финансовые стимулы ветврачам: большие подъемные, льготные кредиты, предоставление жилья. Заградительная ветеринария Есть еще и внешняя причина, которая может затормозить широкую поступь мясной программы, а именно: требования по ветеринарии стран Таможенного союза. Пока Россией эпизоотически благополучными признаны три области Казахстана – Северо-Казахстанская, Костанайская, Мангыстауская. Однако ветеринарные службы Казахстана, руководствуясь как таможенным соглашением, так и рекомендациями Всемирной Организации по здоровью животных (МЭБ), обеспечивают, так называемую, регионализацию или деление административных территорий на зоны: неблагополучную, буферную, зону наблюдения и благополучную зону. Например, в целях недопущения заноса ящура с территорий соседних Узбекистана, Кыргызстана, Китая планом противоэпизоотических мероприятий предусмотрено создание буферной зоны глубиной в 50 км вдоль южной границы республики путем применения ящурной вакцины. Между тем, Россельхознадзор своим указом от 9 июля 2010 года № ФС-НВ-2/8297 ввел ограничения на ввоз в Россию мяса из ряда областей РК, из-за чего на таможенных пунктах не пропускали партии мяса из благополучных зон Казахстана. Такая нестыковка в работе служб РФ, мягко говоря, вызывает недоумение. Ведь две страны на равных правах находятся в одном таможенном пространстве. На высоком уровне декларированы планы по созданию единого экономического пространства. Для урегулирования неясностей в начале марта на совместной коллегии министерств сельского хозяйства России и Казахстана обсуждались вопросы взаимодействия ветеринарных служб. И стороны пришли к пониманию спорных моментов, и некоторые недоразумения были сняты. После, на совещании 11 марта в Москве, россияне согласились с зонированием территории Казахстана и намерены снять ограничения по вывозу сырого мяса с территорий Атырауской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областей. Российская сторона обещала проводить у себя такое же зонирование. Когда договоренность будет реализована, в случае возникновения какой-либо болезни ограничения будут накладываться не на административное образование, а на ареал распространения инфекции. Сейчас с территорий Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей, где образованы буферные зоны и проводится вакцинация против ящура, поставки сырого мяса запрещены как на территорию России, так и в другие регионы Казахстана. Мясо из этих регионов может вывозиться только после термической обработки. Сдвинулся с места и вопрос по интеграции систем передачи информации о ввозе, вывозе и транзите подконтрольных товаров. Дело в том, что страны используют различные программы. Россия применяет «Аргус», а Казахстан - «ЕАСУ» (Единая Автоматизированная Система Управления отраслями агропромышленного комплекса), которая включает более широкий спектр информации, охватывающий практически все направления деятельности Минсельхоза, в том числе и ветеринарный контроль над перемещением животных и подконтрольной продукции на всей территории страны. Но из-за отсутствия широкополосных каналов связи на постах запуск данного функционала в режиме он-лайн откладывается. Сегодня эта информация предоставляется посредством электронной почты или факсимильной связи. Но уже с апреля должна начаться передача данных электронным способом с 60-минутной отсрочкой. К 1 октября система ЕАСУ будет окончательно доработана в части интеграции с системой Аргус. В отношении поставок подконтрольной продукции из третьих стран с Россией также возникали проблемы. В частности, Россельхознадзор необоснованно долго согласовывал перечень предприятий по гарантиям компетентных органов третьих стран для включения их в реестр предприятий-поставщиков, причем, по ряду предприятий Россельхознадзор отказал в согласовании. Имелась несогласованность с российской стороной и по введению временных ограничений на поставки мяса птицы из третьих стран. Из-за неведения казахстанская сторона не смогла вовремя предупредить поставщика, и тот потерпел убыток. В связи с этим наши переговорщики внесли соответствующие предложения для недопущения подобных фактов в будущем. Достигнута договоренность об ограничении срока рассмотрения двумя неделями и с четкой аргументацией в случае отказа. В реестр  поставщиков странами Таможенного союза сейчас вносятся изменения. Все недоразумения, как технические, так и фактические, стороны намерены разрешить в ближайшее время. А иначе трудно представить себе полноценно функционирующий механизм Таможенного союза трех стран.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.