МЫ ОСТАНЕМСЯ ЛИДЕРАМИ

1 июля 2010 года
Несмотря на значительно возросшую конкуренцию на местном рынке телекоммуникаций, национальная компания «Казахтелеком» не намерена сдавать лидерских позиций. Оператор связи нацелен на 75%-ный рост чистой прибыли в ближайшие десять лет. Об этом в интервью LS заявил председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев. - Какова в целом доля Казахтелекома на локальном рынке телекоммуникаций, а также с разбивкой в сегментах фиксированной, мобильной связи и передачи данных (собственные оценки компании)? - Группа компаний «Казахтелеком» в 2009 году занимала 92% на рынке фиксированной связи, 4,5% - мобильной связи и 71,2% - в сегменте передачи данных и интернет. Надо понимать, что мы еще выступаем как «оператор операторов», предоставляя свои сети в пользование другим игрокам. В 2009 году доля группы «Казахтелеком» с учетом доходов МТС (ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», бренд Neo) составила 34,5% в целом на локальном рынке телекоммуникаций. Поэтому, я думаю, что «Казахтелеком» сохранит лидирующие позиции. Мы являемся лидером на однозначно конкурентном рынке. У нас нет ни одного сектора, кроме фиксированной связи, где нет конкуренции. Перед компанией стоит задача стать коммерчески эффективной группой. Все, что мы делаем, чем управляем, - все направлено на то, чтобы работал «его величество дивиденд», чтобы Казахтелеком зарабатывал деньги, а наши клиенты не воспринимали нас, как большого ленивого кота. Мы сейчас работаем над улучшением качества сервиса. Мы, например, продвигаем новую услугу – ID TV… - Но первый блин вышел комом… - Он всегда будет комом, потому что это «физика» процесса. Мы на старых сетях пытаемся предоставлять новую услугу. Но сети мы будем обновлять, потому что мы конкурируем. В этом году мы хотим достичь цифры в 28 тыс. абонентов ID TV. Сейчас у нас их 14 тыс. Для нас это не столько бизнес проект, поскольку срок окупаемости 5-7 лет, сколько возможность увеличить лояльность клиентов. То есть речь идет о пакетных услугах. Ведь конкуренция в секторе сейчас не в том, чтобы, что называется, набирать массу, а в том, чтобы сохранить лояльность клиентов. - Вы не опасаетесь конкуренции со стороны иностранных игроков, например, российского Вымпелкома? Может ли эта конкуренция повлиять на доходы Казахтелекома? Компания по-прежнему рассчитывает доминировать в отдельных сегментах или готова поступиться рыночной долей? - Это очень глубокий вопрос. «Казахтелеком» по-прежнему будет занимать лидирующие позиции. Если говорить о Вымпелкоме, то его доля в целом на локальном рынке составляет 25,2%. Это если брать в расчет долю от общих доходов на местном рынке телекоммуникационных услуг. Это очень сильный оператор, работающий в нескольких странах. Поэтому мы начинаем конкурировать. «Казахтелеком» начинает агрессивный маркетинг в предоставлении таких услуг, как широкополосный доступ в интернет, iD Net на базе оптико-волоконных линий со скоростью 100 Мбт/с на внутреннем трафике. Мы развиваем Интернет дата центры – это наш основной козырь. Это широкая инфраструктура для наших корпоративных клиентов. - Каковы ваши ожидания по чистой прибыли на ближайшие годы? - В ближайшие 10 лет мы планируем увеличить чистую прибыль на 75% в долларовом эквиваленте – за счет активизации во всех сегментах, о которых я уже сказал. В линейке продуктов будет добавляться новый класс услуг, где ARPU [средний счет с одного абонента в месяц] будет увеличиться за счет дополнительных сервисов, таких, как, допустим, Cloud computing [услуги облачных приложений]. - Российские операторы вынашивают планы строительства транзитной волоконно-оптической линии (ВОЛС) между РФ и КНР. Вы не опасаетесь потерять этот «сладкий пирог»? - Транзит – это тема, которую нельзя идеализировать. Он имеет свою специфику. Для Китая важна не столько цена, сколько качество обслуживания каналов. Сейчас Китай использует подводные кабели для международного трафика, но интересуется наземными кабелями. Мы в Казахтелекоме готовимся, чтобы предоставлять такое качество. Требуется техническая доработка, чтобы обрабатывать большие потоки транзита. - Насколько я знаю, в вопросе транзита китайского трафика большой проблемой всегда был дорогой доступ в российские сети… - Она всегда будет для нас проблемой. Мы хотим быть международной компанией. Пока мы работаем на внутреннем рынке, но в будущем намерены выйти и на внешние. - С чем связано внеочередное собрание Казахтелекома, запланированное в июле? Ходят слухи, что компания намерена объявить о buyback простых акций на открытом рынке? - Мы будем вносить изменения в устав, и переизбирается совет директоров. - Только с этим связано? - Да. - Какие изменения планируются в устав Казахтелекома? - Которые позволят компании заниматься системной интеграцией. По этому пути идет Ростелеком. То же самое планируем делать и мы. - О чем идет речь? - То есть мы будем продавать продукт интегрированный. «Казахтелеком» воспринимается сейчас как компания, которая продает телекоммуникационные услуги. Сейчас мы хотим выйти на новый уровень, чтобы компания могла предлагать интегрированные решения, включая программное обеспечение. - На какой стадии находятся переговоры по продаже доли в Nursat? Имеется ли реальный интерес к данному активу? - Имеется. Но рынок телекоммуникаций только начал восстанавливаться. - Это процесс, который может растянуться до конца года? - Да. Может, будет интеграция услуг. Сейчас мы готовим коммерческие планы. Я думаю, что там будет понимание, в каком сегменте будет Nursat. - Какие активы Казахтелеком намерен еще продать? - Продажа любых активов производится в соответствии с программой реструктуризации, которая рассматривается акционерами компании. - А в CDMA операторе «Алтел» (бренд Pathword) вы не планируете долю продавать? - Я думаю, что Алтел – это наша сильная сторона. Мы продвигаем услугу 3G. Это будет широкополосный доступ мобильный. Поэтому я думаю, что в ближайшее время Алтел, так как он нам будет приносить и трафик, и кэш, мы не будем продавать. - IPO для менеджмента Казахтелекома – это приоритетная задача, или же можно сказать: «Есть дела поважнее». Понятно, что сроки IPO определяет Самрук-Казына, но, как Вы считаете, компания готова к этому сейчас, выждав лишь благоприятный момент на мировых площадках? - В краткосрочной перспективе, год-два, мы этого не планируем. IPO нужно под конкретные инвестиционные планы. Мы должны сначала определиться с коммерческой стратегией, на каких рынках мы будем присутствовать, какова будет инвестиционная, оптимизационная, кадровая программа. Только после этого можно принимать решение. Для привлечения средств в рамках инвестиционных планов не обязательно проводить IPO. Можно, к примеру, сначала выпустить евробонды. Справка LS: Казахтелеком находится в структуре госхолдинга "Самрук-Казына", которому принадлежит 51% простых акций оператора связи. Крупными акционерами нацкомпании также являются BODAM B.V. (Нидерланды) - 16,87%, DERAN SERVICES LIMITED (Британские Виргинские острова) - 9,61%. Конечные бенефициары этих компаний-нерезидентов не раскрываются. По данным Reuters, Казкоммерцбанк косвенно владеет простыми акциями Казахтелекома через DERAN SERVICES LIMITED (Британские Виргинские острова). Простые и привилегированные акции оператора связи торгуются на KASE, а ADR компании – на Франкфуртской фондовой бирже. Казахтелеком располагает сетью магистральных волоконно-оптических линий связи. Компания снизила в 2009 году показатель консолидированной чистой прибыли на 13% до 27,3 млрд тенге. Казахтелеком владеет 49%-ной долей в GSM-операторе ТОО «GSM Kazakhstan» (бренды Kcell и Activ), 100% - в CDMA-операторе «Алтел» (бренд Pathword), а также 77,08% акций АО «Нурсат». Казахтелеком объявил в марте о завершения сделки по продаже шведскому холдингу Tele2 51%-ной доли в МТС (бренд NEO) за $77 млн.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.