Асылжан Мамытбеков: "Импортируемый фальсификат "убивает" отечественный агробизнес"

23 апреля 2013 года
Принята программа развития агробизнеса до 2020 года. Предусматривается увеличение мер господдержки в 5 раз (очень важно для создания равных условий конкуренции для отечественного агробизнеса). Открываются новые формы субсидирования: инвестиционных расходов, расходов на страхования кредитных рисков, затрат на консалтинг и т.д. Будет улучшаться система ветеринарии, страхования растениеводства и прочее. Все это конечно хорошо. Однако надо отметить, что без комплексного подхода развития АПК, одни лишь меры развития агропроизводства будут не эффективны. В рыночных условиях ведь главное не произвести, а продать. Как увеличить эффективность мер господдержки аграрного производства? ПЕРВОЕ. Есть необходимость усилить контроль за выполнением техрегламентов и стандартов. Сейчас этим занимаются (по крайней мере должны) комитет по техрегулированию и метеорологии Мининдустрии, сан-эпидем служба Минздрава, частично ветслужба Минсельхоза (в части контроля ветбезопасности сырья на предприятиях переработки) и Агентство по защите конкуренции. Но, как говориться у семи нянек... В России, например, этим занимается один орган - Роспотребнадзор (Онищенко). У нас в стране качество продуктов питания и выполнение техрегламентов производителями проверяется очень слабо. Такая либеральность на руку недобросовестным импортерам, так как отечественного производителя еще как-то проверяют на заводе.

"На многих импортных продтоварах нет этикеток на казахском языке (попробуйте представить такое в другой стране)"

В результате на прилавках торговли среди импортных товаров нередко встретишь маргарин в упаковке сливочного масла, восстановленное из порошка молоко в упаковке натурального молока, мясо птицы шприцованное водой, размороженное мясо под видом охлажденного. Такой фальсификат по сути "убивает" отечественный Агробизнес. Невыполнение технических регламентов позволяет снизить себестоимость, соответственно, и продажные цены. Есть факты, когда проведенная экспертиза импортной томатной пасты показала, что натуральных томатов было только 30% , остальное пюре других овощей и фруктов + пищевая краска+ароматизаторы+ ингредиенты для консервирования. Многие производители на этикетках не указывают применение ГМО продуктов. На многих импортных продтоварах нет этикеток на казахском языке (попробуйте представить такое в другой стране). Согласно техрегламенту в РК восстановленное из сухого молочного порошка продукт должен называться "Восстановленное молоко", но ни в коем случае не "Молоко" (при этом есть требования где и каким шрифтом это должно быть указано). Но на прилавке очень много импортного продукта, где либо вообще "забывают" указывать слово "восстановленное", либо написано это очень маленьким шрифтом и где-то в самом низу этикетки. Как следствие возникает парадоксальная ситуация: многие наши производители пищевой продукции, по которым есть импорт, затрудняются продавать свою продукцию на внутреннем рынке. Зато импортный товар чувствует себя очень вольготно и комфортно. При наличии большого объема импорта мяса птицы все наши птицефабрики затоварены продукцией. Надо усилить контроль за качеством продукции и выполнением технических регламентов при их производстве (молоком должно называться только натуральное молоко). Это создаст равные условия для конкуренции.

"Импортный товар чувствует себя очень вольготно и комфортно"

При этом, все это можно во многом сделать путем привлечения общественных объединений (кто, как не они больше всего заинтересован?), размещая среди них соответствующий госсоцзаказ, а не увеличивая штаты госработников и сети гослабораторий. Есть еще несколько вопросов по этой теме. Об этом напишу позже. Асылжан МАМЫТБЕКОВ, министр сельского хозяйства Казахстана
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.