В отношении 11 аэропортов Казахстана ведутся расследования по фактам установления монопольно высоких цен на авиатопливо. Об этом сообщили в Агентстве по защите и развитию конкуренции, передает LS.
В АЗРК нашли свидетельства необоснованного увеличения прайса на авиакеросин для международных пассажирских и грузовых воздушных перевозчиков.
В завышении стоимости подозревают международный аэропорт "Нурсултан Назарбаев", аэропорт "Коркыт-Ата", аэропорт "Сары-Арка", аэропорт "Шымкент", международный аэропорт "Аулие-Ата", международный аэропорт "Костанай", международный аэропорт "Усть-Каменогорск", международный аэропорт "Туркестан", международный аэропорт "Орал", международный аэропорт "Семей", авиакомпанию "Жезказган Эйр".
Наряду с этим проводятся проверки в отношении поставщиков данного вида ГСМ на рынке вторично оптовой реализации.
Также агентство завершило расследование в отношении Атырауского НПЗ по фактам злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен на услуги по переработке нефти в 2023 году. Материалы переданы в правоохранительные органы.
В агентстве отметили, что отечественные авиакомпании получают авиакеросин непосредственно от недропользователей по государственным графикам поставок, а зарубежные – через цепочку оптовых и розничных поставщиков.
Чтобы сократить количество непродуктивных посредников, в сфере ГСМ проводится цифровизация и упорядочивание процессов распределения нефтепродуктов.
Однако на рынке авиатоплива сложилась другая практика ограничения конкуренции. Это отказ поставщикам авиакеросина в доступе к инфраструктуре аэропортов по хранению и реализации топлива.
В результате того, что аэропорты и аффилированные с ними организации занимаются розничной торговлей, для перевозчиков цена увеличивается до 60%. Стоимость авиакеросина в воздушных гаванях страны выше на 5-30%, чем в соседних странах. Из-за этого грузовые полеты сократились на 36%, а международные сообщения – на 58% за последние пять лет.
В АЗРК отметили, что данные объекты стали продавать авиатопливо в 2017 году после снятия ограничений. В результате доходы от продажи керосина обеспечивают финансирование деятельности аэропортов до 80%.
Ранее LS сообщал, что авиабилеты в стране продолжат дорожать.