Казахстанским экспортерам пшеницы нужно вернуться на рынок Китая. Об этом LS заявил официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.
Собеседник также подчеркнул, что необходимо сохранить традиционные рынки для Казахстана – Афганистан и страны Центральной Азии (ЦА). Он высказал опасения, что эти страны могут быть потеряны из-за России, которая также ищет покупателей для своей пшеницы и муки. Карабанов напомнил о прошлогодней ситуации, когда северный сосед в середине марта ввел запрет на вывоз российского зерна в страны ЕАЭС. А пшеницу, и особенно муку, начал поставлять на традиционные для Казахстана рынки.
После того, как 1 июля эмбарго на экспорт пшеницы из России сняли, в Казахстане цены на зерно пошли вниз и местные производители смогли вернуть покупателей в Афганистане и странах ЦА.
"Однако в России, распробовав на вкус ситуацию, продолжают предпринимать действия, направленные на экспансию. К примеру, недавняя просьба понизить транзитные тарифы в страны Центральной Азии и Афганистан для российской муки и пшеницы через территорию Казахстана", – отметил Карабанов.
На текущий момент Россия не осуществляет крупные поставки в Афганистан и ЦА. Однако эксперт опасается, что все может измениться. Поэтому, по его словам, Казахстану крайне важно реанимировать поставки зерна на китайский рынок, который закрылся из-за ковидных ограничений.
"Во-первых, рынок Китая – огромный. Во-вторых, платежеспособный. И чем ехать за три моря, нашим купцам нужно осваивать то, что находится рядом с нами. Государству необходимо усилить работу с китайской железнодорожной администрацией и властями", – считает Карабанов.
Он подчеркнул, что "Қазақстан темір жолы" также должны активизировать свою работу, чтобы не только контейнерами поставлять продукцию, но и вагонами. Собеседник напомнил, что еще пять лет назад в Поднебесную ежегодно вывозили более 500 тыс. тонн зерна. А в планах было нарастить этот показатель до 1,5 млн тонн.
При этом, оценивая потенциал новых рынков сбыта для казахстанской пшеницы, Карабанов сообщил, что они остаются недоступными для местных аграриев, поскольку логистические пути пролегают через Россию. Также подобные перевозки обойдутся стране значительно дороже ввиду транзита по территории России.
"Например, в направлении портов Черного и Азовского морей для зерна, которое производится на юге России, логистика обойдется в $20 на тонну, а для нашего зерна будет стоить $90 на тонну, так как нам довезти груз до портов Черного моря значительно дальше. Здесь мы уже заведомо не конкурентные", – подчеркнул представитель зернового союза.
Также эксперт выказывает недовольство тем, что, несмотря на все соглашения ЕАЭС о недискриминационном доступе к транспортной и портовой инфраструктуре друг друга, казахстанские товары пропускают по остаточному принципу. А в логистический путь "Север – юг", который Казахстан, как, впрочем, и Россия, намерен проложить через Иран для выхода в страны Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии, Карабанов не верит. Поскольку инфраструктура иранского маршрута не рассчитана на большой грузопоток. Там требуются серьезные инвестиции, к тому же Иран находится под санкциями США и ЕС.
Ранее сообщалось, что Казахстан хочет в четыре раза увеличить грузоперевозки с Ираном. Также Иран готов предоставить земельные участки в порту Бандар-Аббас для строительства казахстанского терминала.
Напомним, LS подготовил инфографику о том, что Казахстан стал больше продавать Турции пшеницу и нефть. Так, за прошлый год казахстанские экспортеры в 1,6 раза увеличили прибыль от продажи пшеницы в Турцию.