В Казахстане озвучили главные проблемы развития СЭЗ

Сегодня в стране создано 11 СЭЗ 

28 декабря 2017 года

Ряд системных проблем, которые не дают развиться специальным экономическим зонам (СЭЗ) в Казахстане, назвал вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров, передает корреспондент LS.

По словам Хаирова, из общего количества созданных в мире СЭЗ порядка 30% остались на бумаге, а из остальных 70% лишь 1% добился успеха. При этом для их полноценного развития потребовалось порядка 10 лет после завершения строительства инфраструктуры.

Всего вице-министр назвал шесть причин "пробуксовки" специальных экономических зон.

"В первую очередь это отсутствие законодательной базы по индустриальным зонам. Их деятельность закреплена в Предпринимательском кодексе, где определено лишь понятие. Также в программе "ДКБ – 2020" определен механизм финансирования зон, который к 2020 году утратит свою силу. Кроме того, отсутствует единый государственный орган, который отвечает как за политику, так и за финансирование строительства инфраструктуры", - сказал Хаиров.

В настоящее время финансирование индустриальных зон осуществляется через разные госпрограммы.

"Второе. Длительная процедура получения земельных участков. Сегодня получение участков в регионах занимает в среднем шесть-девять месяцев, что затягивает период реализации проектов. Получение различных разрешительных документов в общем правовом поле также затягивает сроки реализации проектов, тогда как режим СЭЗ должен предусматривать специальный облегченный режим", - продолжил вице-министр.

Он отметил, что в рамках законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта" предусмотрена оптимизация процесса получения земельных участков путем их передачи управляющим компаниям для самостоятельной сегментации и выдачи участникам СЭЗ. Это, по его словам, позволит предусмотреть упрощенный порядок получения земельных участков и иных разрешительных документов, а также исключит прямой контакт участников СЭЗ и местного исполнительного органа. 

"Третье. Слабая эффективность органов управления. В настоящее время существует проблема в части экономически неэффективной деятельности органов управления, что приводит к их низкой привлекательности, а также нагрузке на бюджет местных исполнительных органов. Так, планируется расширение функционала и усиление статуса управляющих компаний СЭЗ, что в дальнейшем позволит обеспечить их самофинансирование", - пояснил Хаиров.

Четвертая причина - длительное определение приоритетных видов деятельности. Так, по его словам, сегодня процедура актуализации перечней приоритетных видов деятельности представляет собой длительный процесс и занимает до полугода, что негативно сказывается на привлечении инвесторов.

"Предлагается упростить данную процедуру, определяя перечни на уровне приказа министерства по инвестициям и развитию по согласованию с Миннацэкономики и Минфином. Новый подход к определению приоритетных видов деятельности потребует приведения в соответствие с ними норм Налогового кодекса, устанавливающих налогообложение организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ", - сказал вице-министр.

Хаиров отметил, что потребуется исключить из Налогового кодекса подробную детализацию приоритетных видов деятельности, определенных для каждой СЭЗ. Это позволит оперативно и в кратчайшие сроки принимать решения по новым проектам, которые не включены в приоритетные виды деятельности".

"Пятое. С 1 января 2018 года завершает действие принцип экстерриториальности на СЭЗ "Парк инновационных технологий", который является одним из основополагающих аспектов при выборе данной площадки. В рамках законопроекта данный принцип предлагается исключить", - отметил он.

Шестая причина – отсутствие четких целевых индикаторов эффективности СЭЗ.

"Если говорить о показателях результативности казахстанских зон, то на один бюджетный тенге расходов на инфраструктуру участниками вложено 2,4 тенге инвестиций. Привлечены такие транснациональные компании, как "Альстом", "Тальго", "Еврокоптер", "Арселор Миттал", "Трансмашхолдинг", "Тенарис", "Бемер", "Кеппел", "ИзоПлюс", "Аселсан", "Парамаунт групп". Как вы видите, СЭЗ доказали свою эффективность и экономическую целесообразность", - подчеркнул Хаиров.

По его информации, на сегодня в Казахстане создано 11 СЭЗ в сфере обрабатывающей промышленности с разной отраслевой направленностью и 22 индустриальные зоны с готовой инфраструктурой, на которых действует в общей сложности 271 инвестиционный проект.

При этом на территориях СЭЗ запущено 157 инвестиционных проектов, вложено порядка 690 млрд тенге инвестиций, создано свыше 11, 7 тыс.рабочих мест. На строительство инфраструктуры СЭЗ выделено порядка 283 млрд тенге бюджетных инвестиций. В виде налогов в бюджет возвращено более 112 млрд тенге.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.