Агентство по защите и развитию конкуренции снова рекомендует отправить Fly Arystan и Qazaq Air на конкурентный рынок, передает LS.
Согласно информации АЗРК, в Казахстане работают шесть отечественных авиакомпаний. Три из них не занимаются внутренними регулярными коммерческими рейсами.
При этом в одну группу входят "Эйр Астана" со структурным подразделением Fly Arystan (51% принадлежит "Самрук-Қазына" и Qazaq Air (учредитель – "Самрук-Қазына" – 100%).
"Доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей субъектов рынка, входящих в одну группу лиц, действующих на одном товарном рынке, и рассматривается как доля единого субъекта рынка", – заметили в агентстве.
В госоргане добавили, что основными барьерами входа новых субъектов на рассматриваемый товарный рынок являются экономические (объемы первоначальных инвестиций), административные (требования к допуску авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок) ограничения.
Кроме того, имеется ряд проблемных вопросов развития конкуренции на рынке, связанные высокой стоимостью авиатоплива, отсутствием конкуренции между провайдерами аэропортовых услуг, ограниченным доступом к топливно-заправочным комплексам аэропортов и др.
Рынок услуг регулярных внутренних воздушных перевозок относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.
В связи с этим АЗРК рекомендовало обеспечить доступ альтернативных поставщиков наземного обслуживания в аэропортах, в том числе независимых поставщиков к продаже авиатоплива на территории аэропортов.
Выделить Fly Arystan как отдельный субъект рынка, реализовать акции QazaqAir, увеличить долю биржевых торгов авиатопливом. При заключении международных соглашений о воздушном сообщении обеспечивать возможность осуществления перевозок со стороны Казахстана не менее двум авиакомпаниям.
Ранее в АЗРК уже рекомендовали вывести FlyArystan как отдельное юридическое лицо, с последующей реализацией 51% акций на аукционных торгах. По этому поводу глава "Эйр Астаны" Питер Фостер сообщил, что дочерняя авиакомпания еще не готова к свободному плаванию.